МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИТ-КОМПАНИИ И ВУЗА.
ОПЫТ ЛАБОРАТОРИИ КАСПЕРСКОГО
Ефимова Светлана Николаевна (Svetlana.Efimova@kaspersky.com)
Горелова Анастасия Ивановна (anastasiya.gorelova@kaspersky.com)
ЗАО "Лаборатория Касперского", г. Москва
Аннотация В докладе представлен опыт "Лаборатории Касперского" по работе с вузами и описана модель успешного сотрудничества.
MODEL OF INTERACTION OF THE IT COMPANY AND HIGH SCHOOL. EXPERIENCE OF KASPERSKY LAB
Svetlana Efimova (Svetlana.Efimova@kaspersky.com)
Anastasiya Gorelova (anastasiya.gorelova@kaspersky.com)
Kaspersky Lab, Moscow
Требования к специалистам в сфере информационной безопасности в настоящее время многократно усилились. Главными требованиями к будущему специалисту по-прежнему остаются теоретическая и практическая база знаний в области программирования, и аналитические способности. Подготовка специалиста, отвечающего всем требованиям крайне трудоемкий и длительный во времени процесс. ЗАО "Лаборатория Касперского" разработаны программы взаимодействия с учебными учреждениями, цель которых поддержка университетов в подготовке именно таких специалистов.
В общем виде модель представляет собой пересечение интересов образовательного учреждения, ИТ-компании и государства, которые заключаются в стремлении образовательных учреждений повысить качество образовательного процесса и выпустить квалифицированные кадры, ИТ-компаний подобрать для себя кадры, государство - трудоустроить выпускников.
Работа с образовательными учреждениями начинается со школьной скамьи по программе "Школа Касперского" (http://www.kaspersky.ru/obuchenie). Элементами программы являются два крупных направления: обучение и конкурсы. Ученикам школ и преподавателям предлагаются увлекательные конкурсы и соревнования, семинары и лекции. Учителя получают поддержку в освоении темы компьютерной безопасности в он-лайн режиме на специальных семинарах, очных встречах и консультациях. В сентябре 2009 года стартует проект внедрения учебно-методического комплекта для школ с 1 по 11 классы, разработанного ведущими авторами при экспертной поддержке "Лаборатории Касперского".
Школьник, начавший сотрудничество с компанией продолжает работу с нами, учась в университете и принимая участие в программе "Академия Касперского".
"Академия Касперского" позволяет студенту углубить свои знания в сфере ИБ, быть в курсе последних тенденций и вести исследовательскую работу в течение всех лет обучения. Преподаватели получают поддержку в учебно-методических материалах, дистанционных семинарах и экспертной поддержке учебного процесса. Компания предоставляет студентам возможность проявить себя в реальном исследовательском проекте, на конкурсной основе предоставляет места для прохождения практики, курирует дипломные проекты, предлагает темы исследований.
Эффективность модели подтверждается реальными историями успеха наших партнеров.
- Николай Гончаров, выпускник школы 1096 г. Москва, партнера программы "Школа Касперского", постоянный участник дистанционных семинаров компании. Николай дебютант 2008 года I студенческой конференции по проблемам информационной безопасности "IT security for the new generation" http://www.kaspersky.ru/it_security_conference_about) как самый юный участник (на момент подачи заявки - ученик 11 класса), постоянный участник конкурсов и олимпиад, в настоящее время студент МГТУ им. Баумана (партнер программы "Академия Касперского" с 2005 г.), специальность "Информационная безопасность" и частый гость "Лаборатории Касперского". Сегодня Николай продолжает исследовательскую работу на тему симметричного и ассиметричного шифрования, докладывая результаты своей работы уже во второй студенческой конференции "Лаборатории Касперского", которая состоится 28-29 апреля 2009 г. в Москве
- Лиана Ермакова, студентка Пермского государственного университета (партнер программы "Академия Касперского" с 2006 г.), своё сотрудничество с компанией начала в 2007 году с курсовой работы "Семантический анализ спама на французском языке", написанной при поддержке экспертов ЛК, предоставившим студентке потоки французского спама для анализа. Основная рекомендация экспертов компании - доработка теоретических выводов практическим решением. В 2008 году Лиана доработала свою курсовую работу, результат представила на I студенческой конференции по проблемам информационной безопасности "IT security for the new generation", где стала лучшим автором в номинации "Спам, методы обнаружения спама с анализом содержимого и без него, фишинг". С этого же дня Лиана является сотрудником антиспам-лаборатории "Лаборатории Касперского", продолжает учебу в университете и готовится к поступлению в аспирантуру
- Крылова Евгения и Рудак Анна - студентки 5 курса Российского государственного социального университета (партнер программы "Академия Касперского" с 2008 года), специальность "Информационная безопасность", познакомились с компанией, проходя летнюю производственную практику в 2008 году. Результаты практики позволили экспертам компании сделать вывод, что студентки обладают необходимым потенциалом для дальнейшего взаимодействия. В январе 2009 г. студенткам были предложены темы для дипломных проектов, назначены кураторы из числа ведущих экспертов и оказана поддержка в организации преддипломной практики в компании в феврале-марте 2009 г. Результаты практики - зачисление студенток в штат компании в должности стажеров антивирусного отдела и продолжение работы над дипломными проектами
Преподаватели вузов-партнеров и школ также успешно работают с ЛК, участвуют в конференциях, организованных ЛК, делятся опытом и входят в ИТ-сообщество профессионалов в сфере информационной безопасности:
- Владимир Хаханов, декан факультета компьютерной инженерии и управления Харьковского национального университета радиоэлектроники, партнер компании с 2005 года, куратор программы в Украине, инициатор конкурсов и олимпиад для студентов, член программного комитета студенческой конференции ЛК
- Моисеева Ольга, заместитель директора ЦО 497 г. Москвы, методист по информатике, сотрудничает по программе "Школа Касперского" с 2004 года. Выступает экспертом со стороны школьного обучения, автор разработок и методик преподавания, помощник компании в проведении мероприятий со школьниками и учителями, инициатор разработки новых проектов, соответствующих потребностям школы
- Игорь Ершов, доцент кафедры информационных систем и технологий строительного университета г. Новосибирска, партнер программы "Академия Касперского" с 2007 г., член программного комитета студенческой конференции ЛК, участник конференции "Преподавание ИТ в России 2008 г." по приглашению ЛК, инициатор образовательных проектов ЛК в вузах Новосибирска
Обобщая опыт, следует отметить основные ключевые моменты успешного сотрудничества:
- Взаимный интерес образовательного учреждения и компании к совместным проектам
- Поддержка компании путем предоставления учебно-методических материалов и консультационной поддержки преподавателям
- Повышение заинтересованности школьников, студентов и преподавателей в сотрудничестве путем прояснения перспектив сотрудничества
- Использование наиболее востребованных форм работы: обучение, конкурсы, конференции, научно-исследовательская работа, ИТ-собщество профессионалов в сфере информационной безопасности
Таким образом, сотрудничество "Лаборатории Касперского" и образовательных учреждений по программам "Школа Касперского" и "Академия Касперского" позволяет улучшить качество учебного процесса, предоставляя актуальные и современные сведения в области компьютерной безопасности, экспертную поддержку специалистами компании, повысить интерес учащихся к учебе.
|