home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОЦЕНИВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕСТОВ ПО ФИЗИКЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Гомулина Наталия Николаевна (gomulina@orc.ru)
к.пед.н.
МПГУ, ООО "ФИЗИКОН", г. Москва

В настоящее время требуются совершенно новые, современные средств оценивания, при этом роль важную роль играет компьютерное тестирование.

В настоящее время требуются совершенно новые, современные средств оценивания, при этом роль важную роль играет компьютерное тестирование.

Критериально-ориентированный педагогический тест позволяет оценивать, в какой степени учащиеся овладели учебным материалом и позволяет интерпретировать результаты тестирования в соответствии с уровнем обученности.

Развитию тестовых технологий в обучении физике способствовало создание нескольких тысяч новых тестовых заданий в электронном виде для федерального портала ФЦИОР http://fcior.edu.ru/ (проект "Создание электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам "Физика" и "Естествознание" основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования") компанией "ФИЗИКОН".

Наибольшее количество электронных учебных модулей (ЭУМ) - модули практические - П и модули контроля - К для разнообразной аттестации учащихся по физике, астрономии.

При создании тестов только примерно 20% тестовых заданий имеют простую форму (singleChoice) (определение одного верного дистрактора из четырех предложенных дистракторов), аналогичную заданиям А в тестах ЕГЭ по физике.

Особое внимание уделялось созданию тестовых заданий на выбор нескольких вариантов ответов (multiChoice), заполнение пропусков (insert), сортировке (sorting) при установлении правильного порядка по определённому критерию (как правило, возрастанию или убыванию), по классификации (classification) при установлении соответствия между 2-мя типами объектов вида текста или изображения, а также распределению однородных объектов по группам; на указание объекта (hotspot) при проверке знания изображения (устройства приборов, структуры процессов, явлений и природных объектов; на перемещение объектов (dnd) при проверке знания устройства приборов и приспособлений, структуры процессов, явлений и природных объектов, на анализ временной шкалы, тесты с использованием шкалы оценок, тесты на поиск соответствия, тесты на поиск ошибок в приведенном тексте.

Параметризация - одна из уникальных особенностей разрабатываемых электронных модулей. Были разработаны различные варианты параметризации заданий ЭУМ, которые позволяют создавать до 1 млн. вариантов некоторых модулей К и П.

Такое усложнение тестовых заданий исключает выбор дистракторов в простом тесте по причинам:

  1. Неправдоподобность дистрактора, нарушение физического смысла
  2. Несогласованность дистрактора с вопросом по формальным признакам: логике, падежу, числу
  3. Дистрактор включает учебный материал, который не изучался

Впервые было четко разграничены обучающие и тестирующие (контролирующие) тесты, введен параметр учета времени тестирования, параметр количества попыток ответов.

Рисунок 1. ЭУМ "Агрегатные состояния тел". Задание установить соответствие

Рисунок 2. ЭУМ "Движение молекул в веществе". Задание вставить слова из предложенного списка

Рис.3. Тестовое задание "Бипризма Френеля". Задание на указание объекта (hotspot) при проверке знания изображения. Учащийся должен точкой отметить область, в которой можно наблюдать интерференционную картину в опыте с бипризмой Френеля

Распределение ЭУМ П и К по уровням интерактивности тестов показано в таблице 1.

Таблица 1
Условно-пассивный Задания на простую форму тестов 30 %
Активный Задания на сложные формы тестов 40 %
Деятельностный Тестовое задание на ввод численного ответа, открытую форму, работа с интерактивными моделями, видеофрагментами + тест 28 %
Исследовательский Работа с виртуальными лабораториями + тест 2 %

Важным моментом, удобным для пользователя, является наличие в ЭУМ электронного журнала. Основное использование критериально-ориентированных тестов - определение статуса учащегося по отношению к некоторому количеству тестовых заданий по определенной теме. Сделать это при помощи электронного журнала можно достаточно быстро и эффективно.

Уровень сложности тестового задания связан с формированием компетенций (таблица 2).

Таблица 2
Уровень сложности теста Выработка компетенций
I уровень теста Узнавание фактов, терминов.
Решениие практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентами, длинами, площадями, объемами, измерениями промежутков времени, скорости. Умение выделить, узнать, опознать изучаемый предмет, явление или величину на основе предыдущих знаний
II уровень теста Решение задач на знание сущности изучаемого понятия, его определения.
Решение задач на использование физических понятий в знакомых и конкретных ситуациях.
Анализ утверждений и доказательств.
Распознавание логически некорректных рассуждений.
Анализ реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц. Анализ данных, имеющих верный физический смысл
III уровень теста Выстраивание аргументации при доказательстве.
Умение анализировать понятия и связи между ними, применять теоретические знания в стандартных ситуациях.
Решение учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов; сравнение шансов наступления случайных событий.
Оценка вероятности случайных событий в практических ситуациях. Сопоставление моделей физических процессов и явлений с реальной ситуацией
IV уровень теста Оперирование знаниями в нестандартных ситуациях.
Понимание статистический характер утверждений

В настоящее время создаются тесты адаптивные и классификационные для других электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Рисунок 4. Тесты по физике в ЭОР

Критериально-ориентированные тесты создавались и для продуктов для интерактивных досок - "Умник-ПО. Физика. Электродинамика, оптика и квантовая физика" и "Умник-ПО. Физика. Механика и термодинамика". Тестовые задания в данных продуктах также частично параметризованы. К сожалению, в данном продукте отсутствует электронный журнал, так как предполагается его применения для интерактивных досок, то есть через проектор для всего класса одновременно.

Компьютерное адаптированное тестирование (КАТ) предоставляет новую порцию вопросов в зависимости от уровня ответов на предыдущие вопросы. Адаптивные тесты могут создаваться для каждого учащегося индивидуально из банка тестов в зависимости от его уровня знаний. Например, при ответе на определенные дистракторы учащийся может получать отрицательные баллы, последующие тесты могут уточнять знания учащихся в том или ином вопросе, вопросы могут задаваться в любой форме, не только в простой. Образовательная траектория учащегося в случае компьютерного адаптивного тестирования становится индивидуальной.

Классификационные тесты различают тестируемых на различные группы (категории) и оценивают подготовку различных групп.

Компьютерное адаптированное тестирование возможно при функционировании системы управлением обучением, например, "Магистр 2008". Такие системы рекомендуется использовать для облегчения мониторинга качества знаний и обеспечения постоянного оценивания результатов, сбора результатов о тестировании на различных уровнях и принятия соответствующих мер. "Магистр-2008" - комплексное полнофункциональное решение для управления знаниями, обучением и развитием учащихся. Данная система управления обучением решает многие задачи, в частности:

  • реализация электронных технологий обучения в очной и дистанционной формах обучения
  • решение управленческих вопросов мониторинга качества образования
  • организация коллективного тестирования учащихся
  • помощь в подготовке к ЕГЭ и возможность автоматической генерации индивидуальных тестов
  • составление рейтингов

В "Магистр 2008" возможно также автоматическое шкалирование и интерпретация результатов тестирования.

Тем самым с помощью электронных тестов можно реально осуществить индивидуализацию учебной деятельности учащихся и совершенствовать современные средств оценивания.

Литература

  1. Переверзев В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование в профессиональном образовании (методология, теория, практика). М. ФИРО, 2008. 247 с
  2. Гомулина Н.Н., Андреева Е.И. Мониторинг качества образования в "МАГИСТР 2008". Труды II Всероссийского научно-методического симпозиума "Смешанное и корпоративное обучение". Ростов-на-Дону, 2008. С. 9-11

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta