home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ

О.Н. Граничин (oleg_granichin@mail.ru),
Кияев Владимир Ильич (kiyaev@tercom.ru),
к. ф.-м. н
Сергей Андреевич Немнюгин (nemnugin@icape.nw.ru)
к. ф.-м. н
Санкт-Петербургский государственный университет

Введение в системе российского высшего профессионального образования уровневой системы подготовки кадров, переход от области чистых знаний в область компетенций, сближение российских стандартов и процедур оценки качества обучения с европейскими стандартами требуют формирования новых индикаторов и критериев оценки качества образовательного процесса.

Возрастание интереса общества к проблемам образования смещает понятие «качество образования» из сферы анализа узкого круга специалистов в сферу государственной политики, делает его предметом широких общественных и профессиональных дискуссий. Рыночная экономика резко подняла планку профессиональных требований к выпускникам вузов. В условиях новых экономических реалий определяющим критерием оценки качества подготовки выпускников становится их конкурентоспособность, а деятельности вуза в целом – обеспечение соответствия рынка образовательных услуг и рынка труда. Правительство РФ, определив основные направления политики страны в области развития инновационной экономики, поставило задачу ускорения процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности.

На конференции АПКИТ-2007 [1] приводились данные, о том, что информационно-технологическая индустрия в России испытывает ежегодную нехватку сотен тысяч квалифицированных разработчиков программного обеспечения, руководителей проектных команд и ИТ-подразделений. Одна из причин этого – слабость практической подготовки. Выпускники вузов часто являются «сырьем», из которого еще нужно готовить специалистов.

Три модели сотрудничества факультета с ИТ-компаниями для эффективного обучения студентов и аспирантов

В условиях быстрого развития ИТ-индустрии классический академический подход к обучению студентов ИТ-специальностям не может удовлетворить требования программной индустрии. В результате студентам, которые хотят соответствовать современным требованиям, предъявляемым к ИТ-специалистам, приходится начинать работу в компаниях параллельно с обучением в университете. Имеется тенденция к все более раннему началу работы студентов в компаниях. Раннее начало работы не дает студенту нормально учиться, получая необходимые фундаментальные знания, а усилия преподавателей оказываются потраченными впустую. Невыгодно это и компаниям – из-за конкуренции на рынке труда они вынуждены брать менее квалифицированных сотрудников, затрачивая усилия на их обучение.

Традиционный университетский «научно-ориентированный» подход направлен на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных разрабатывать новые технологии «с нуля». В то же время, большинству ИТ-компаний требуются другие специалисты – инженеры, хорошо ориентирующиеся в современных технологиях и способные создавать качественные решения на основе имеющихся программных и технологических компонентов. Подготовку таких специалистов можно определить как «инженерно-ориентированную», с акцентом на изучение современных технологий промышленного программирования, элементов ИТ-менеджмента и т. д. Потребность в специалистах, способных разрабатывать новые технологии, сохраняется, но для нынешней структуры ИТ-рынка она не так велика, как потребность в инженерных кадрах. Такая ситуация имеет место во всем мире [2].

Как совместить оба подхода? На наш взгляд, эту проблему можно решить на базе двухступенчатого образования, где в рамках бакалавриата дается глубокая фундаментальная подготовка в области Computer Science, а изучение технологий современного промышленного программирования в сочетании с производственной практикой происходит в магистратуре. На практике это не реализовано в полной мере и компании ищут формы взаимодействия с университетами.

В СПбГУ сложились три модели сотрудничества с ведущими ИТ-компаниями. Поясним это на примере сотрудничества с компаниями Samsung Electronics, Motorola, Exigen Services StarSoft, Intel.

Первая модель – взаимодействие с компанией Samsung Electronics –не предполагает разработки новых учебных курсов. Менеджеры компании регулярно проводят презентации, на которых рассказывают о компании, её академических программах и возможностях для стажировки. Компания организует стажировки. Отбор на стажировку конкурсный. Компания оплачивает расходы по организации практики на её предприятиях. После окончания обучения выпускник обязан отработать в подразделениях Samsung Electronics не менее двух лет. К этой же модели можно отнести «дни открытых дверей компаний» и «ярмарки вакансий», регулярно проводимые ИТ-компаниями Санкт-Петербурга. Такие акции не предполагают постоянного сотрудничества с компаниями в образовательном плане.

Вторая модель – сотрудничество с отделением корпорации Motorola в России и с компанией Exigen Services StarSoft, осуществляемое на базе кафедры прикладной кибернетики математико-механического факультета СПбГУ. За время существования российского отделения Motorola (с 1997 года) сотрудниками компании стало более ста выпускников СПбГУ. Академическая программа компании нацелена на подготовку квалифицированных кадров. Motorola привлекает студентов к участию в своих проектах. В процессе работы они проходят обучение по принципу «от простого к сложному», набирая знания и опыт проектной работы, усваивая принципы корпоративной культуры. В конце каждого семестра руководители студенческих групп проводят презентации результатов работы по проектам. В расписании для студентов выделен полный день, в течение которого они обязаны находиться в подразделениях компании. Требования, предъявляемые к студентам высоки. Важен интерес к работе, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, желание работать в команде. Во время стажировки выплачивается дифференцированная добавка к стипендии, есть возможность заниматься на курсах английского языка. Можно работать летом на полную рабочую неделю, получая заработную плату. После окончания Университета выпускник, хорошо зарекомендовавший себя, имеет преимущественное право на зачисление в компанию в качестве постоянного сотрудника. Следует отметить, что несмотря на экономический кризис, компания продолжает сотрудничество с Университетом, что подтверждает нацеленность индустрии на перспективу и сохранение «питательной среды» для подготовки высококвалифицированных кадров.

Третья модель – взаимодействие с корпорацией Intel, нацеленное на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество. Академическая программа Intel по взаимодействию с вузами в России предусматривает создание учебно-образовательных лабораторий на базе ведущих университетов. Их цель – повышение уровня подготовки ИТ-специалистов, максимальное использование технологий и программных продуктов Intel в учебном и исследовательском процессах. И в этом случае следует отметить, что даже в непростых условиях экономического кризиса продолжается эффективное сотрудничество Компании с Университетом в рамках межфакультетской лаборатории СПРИНТ. Ведущие ИТ-компании заинтересованы в продолжении своих академических программ.

Учебно-исследовательские лаборатории – перспективная форма взаимодействия с ИТ-компаниями

Практика организации учебно-исследовательских лабораторий на математико-механическом факультете СПбГУ сформировалась на базе сотрудничества кафедры и лаборатории системного программирования (проф. А.Н.Терехов), а также кафедры информатики и лаборатории Java-технологии (профессора Н.К.Косовский и В.О.Сафонов) с корпорациями Microsoft и Sun Microsystems.

Парадигму взаимодействия с компаниями сформулировал А.Н.Терехов на круглом столе по проблемам ИТ-образования в рамках форума ROSS-2004: «Хотите специалистов – приходите в аудиторию и читайте лекции!». Сотрудники компаний Терком и ЛАНИТ-Терком активно участвуют в учебном процессе на математико-механическом факультете СПбГУ. Кафедра системного программирования сотрудничает с Microsoft: сотрудники компании читают лекции, передают для использования в учебном процессе новые программные продукты Microsoft, проводят на факультетах дни открытых дверей.

Лаборатория Java-технологий

Принципы преподавания ИТ-дисциплин, разработанные В.О.Сафоновым, позволили развить сотрудничество с указанными компаниями. Выполняются совместные образовательные (SPBU.NET и другие) и исследовательские проекты (Aspect.NET и другие). Коллектив лаборатории участвует в Phoenix Academic Program, в академической программе Microsoft Windows Shared Source и т. д. Студенты принимают участие в этих проектах, приобретая опыт работы [3].

В результате многолетнего сотрудничества с Sun Microsystems в Санкт-Петербурге создан «Центр высоких технологий Sun». Сотрудничество с ним развивается в области преподавания и по исследовательским проектам. На научных семинарах обсуждаются результаты исследований.

Академические программы корпорации Intel

Академическая программа Intel взаимодействия с вузами России (руководитель – А.В.Николаев) направлена на повышение профессиональной подготовки студентов и преподавателей. Корпорация плодотворно сотрудничает с ведущими университетами России. Цель сотрудничества выходит за рамки подготовки кадрового резерва компании. Масштабная цель – в тесном сотрудничестве с вузами отработать механизмы взаимодействия и предложить проекты, представляющие ценность для системы образования страны в целом [4].

Успешный проект модернизации базовых учебных курсов – программа Intel Multicore Curriculum, направленная на внедрение в образовательную практику вопросов, связанных с многопоточностью вычислений. Основные направления сотрудничества:

  • совместное участие преподавателей университетов и сотрудников компании в разработке учебных модулей, дополняющих существующие курсы в направлении преподавания основ многопоточных вычислений
  • апробация и распространение методических материалов в рамках проекта «Технологическая школа». Используется классический подход на основе идеи факультета повышения квалификации, дополненного мастер-классами и тренингами от специалистов Intel по основным тенденциям параллельных и распределенных вычислений

Целевая аудитория для ликвидации «разрыва» между теоретическими знаниями и навыками постановки и решения задач – студенты и преподаватели. Примеры проектов Intel в этой области:

  • Intel Studio – проект создания образовательного материала и методики преподавания на базе лучшего образовательного опыта России и США
  • студенческие программы летних и зимних школ, университетские учебно-исследовательские лаборатории, программа интернов, позволяющие студентам под руководством специалистов Intel принять участие в проектах компании по разработке сложных программных комплексов и технологий, и приобрести соответствующий опыт
  • стипендиальные программы поддержки перспективных студентов, тематические студенческие конференции по результатам стипендиальных конкурсов

Профессиональные вопросы являются основными для специалиста, но недостаток знаний, не относящихся к его прямой компетенции, может стать причиной неэффективной работы. Специалист должен обладать управленческими и предпринимательскими навыками, пониманием психологических аспектов профессиональной деятельности. Инструментами решения этой проблемы являются:

  • программы гуманитарного развития студентов естественнонаучных и технических специальностей, такие как семинар «Психология программирования» и курс «Психология управления программным проектом», посвященные человеко-машинным аспектам программирования
  • проект «Технологическое предпринимательство» создания в университете инфраструктуры, развивающей инновационное технологическое предпринимательство среди студентов. В рамках этого проекта профессорами Лестер-центра Университета Калифорнии на базе Высшей школы менеджмента СПбГУ проведён семинар «Основы технологического предпринимательства – от теории к практике»

Лаборатория Системного программирования и информационных технологий СПбГУ

Успешно развивающимся проектом Академической программы корпорации Intel является проект создания студенческих учебно-исследовательских лабораторий в университетах России. В 2003 году при поддержке корпорации Intel на базе математико-механического факультета СПбГУ создана межфакультетская учебно-исследовательская «Лаборатория системного программирования и информационных технологий» (СПРИНТ). Сотрудничество Университета с Intel способствует использованию в научной работе и учебном процессе СПбГУ последних достижений в области информационных технологий. Для Intel поддержка деятельности Лаборатории позволяет содействовать выполнению перспективных научных исследований и проектов – в том числе и в интересах Intel: формировать целевые образовательные программы подготовки специалистов, проводить профориентационную работу с выпускниками.

Миссия Лаборатории содержит следующие базовые составляющие:

  • обновление и совершенствование образовательной деятельности в СПбГУ за счёт формирования целевых образовательных программ
  • решение актуальных научно-исследовательских задач в области современных информационных технологий
  • комплексная подготовка в СПбГУ высококвалифицированных специалистов в этой области

Лаборатория создана как межфакультетская на базе кафедр системного программирования, информатики, теоретической кибернетики, параллельных алгоритмов, прикладной кибернетики. В её деятельности также участвуют по соответствующим направлениям сотрудники кафедр факультетов: прикладной математики и процессов управления (И.Кураленок), физического (С.Немнюгин) и других. Куратором Лаборатории от Intel является А.В.Николаев, от математико-механического факультета (и СПбГУ в целом) заместитель директора НИИ Информационных технологий СПбГУ В.И.Кияев, а также доценты Н.В.Кузнецов (матмех) и С.А.Немнюгин (физфак). Лаборатория имеет несколько направлений, соответствующих специализациям кафедр заинтересованных факультетов.

Лаборатория организует стажировки, набирая на конкурсной основе студентов старших курсов, аспирантов и молодых учёных. Стажеры факультативно слушают общие и специальные курсы, выполняют практические задания под руководством преподавателей факультетов и менторов от Intel, участвуют в образовательных и учебно-исследовательских проектах по направлениям исследований Intel, участвуют в работе семинаров. Одной из форм образовательной деятельности Лаборатории является организация приглашенных лекций по различным разделам компьютерных знаний. Лекции читают сотрудники Intel и ведущих ИТ-компаний, специалисты российских и зарубежных университетов.

Компанией Intel поддержана инициатива Консорциума суперкомпьютерных университетов России и Интернет-университета информационных технологий (ИНТУИТ) по созданию Интернет-университета Суперкомпьютерных технологий. В рамках этого Интернет-университета в режиме online читаются курсы по технологиям высокопроизводительных вычислений. В настоящее время на базе этого опыта в Санкт-Петербургском государственном университете создаётся Интернет-студия для чтения лекций через Интернет по актуальным вопросам высокопроизводительных вычислений, а также по различным разделам программирования и Computer Science.

Продолжаются работа по проектам направлений Cloud Computing и Software as a Service и подготовка методических материалов по методам оптимизации, высокопроизводительным вычислениям, менеджменту в области наукоёмких технологий и т. д.

Intel организует на базе ведущих университетов зимние и летние школы. Слушатели летних школ работают в проектах Intel, слушают лекции специалистов, имеют возможность общаться с ведущими учеными, сотрудниками компании, между собой. В конце проводится заключительная конференция, где участники выступают с докладами по проектам. Участие в школах помогает стажерам раскрыться, завязать научные связи, поднять свой профессиональный и культурный уровень. За время деятельности лаборатории СПРИНТ около пятнадцати стажеров были участниками этих школ. Перспективные студенты и аспиранты могут проходить стажировку в Intel на позиции «интерна». Стажируясь в Лаборатории и в компании, выпускники имеют высокие шансы на трудоустройство в Intel.

За 5 лет существования Лаборатории в ней прошли стажировку 118 студентов и аспирантов, выполнено 47 учебно-исследовательских проектов, 19 стажеров участвовали в зимних и летних школах Intel, 11 стажеров получили в Санкт-Петербургском отделении Intel позицию интерна. Подготовлено 6 новых специальных курсов, 2 практикума, 7 новых учебных пособий и монография, 24 стажера в разные годы получили поощрительные стипендии Intel, 4 стажера успешно защитили кандидатские диссертации по тематике исследовательских проектов Лаборатории.

Лаборатория распределенных и параллельных вычислений

«Лаборатория распределенных и параллельных вычислений», учебный класс которой создан на физическом факультете СПбГУ при поддержке Intel, активно сотрудничает с лабораторией СПРИНТ. Одним из совместных проектов является учебно-исследовательский проект «Разработка и применение прикладного грид-сервиса для моделирования транспорта заряженных частиц и жесткого электромагнитного излучения в различных средах». Активно развиваются и другие направления.

Таким образом, можно заключить, что опыт взаимодействия ведущих ИТ-корпораций с учебно-исследовательскими лабораториями, созданными при поддержке этих корпораций, показывает, что такой способ решения проблемы гармонизации фундаментального университетского образования и подготовки специалистов, владеющих практическими навыками использования современных информационных технологий является перспективным.

Литература

  1. Преподавание информационных технологий в Российской Федерации // Сборник докладов Пятой открытой Всероссийской конференции – Тверь, 2007
  2. Терехов А.А., Терехов А.Н. Computing Curricula: Software Engineering и российское образование // Открытые системы, № 8, 2006
  3. Сухомлин В.А.. ИТ-образование: концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации. М.: Горячая линия – Телеком, 2005
  4. Николаев А.В., И.О.Одинцов. Проблемы и успехи российского образования в области информационных технологий: опыт Intel // Сборник докладов Пятой открытой Всероссийской конференции – Тверь, 2007, с. 56-59

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta