home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО МЕЖДУ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВОМ И ВУЗОМ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Каменских Надежда Алексеевна (kamenskih-n@yandex.ru)
ГОУ ВПО Покровский филиал МГГУ им. Шолохова, г. Покров

Аннотация
В статье рассматриваются эффекты применения стратегического партнерства между представителями бизнес-сообщества и учебными заведениями, в частности ВУЗами.

На современном этапе реализация приоритетных действий в сфере образования становится обеспечивающим ресурсом качественного преобразования информационной, образовательной, научно-внедренческой, экономической среды, условием продвижения по инновационному пути развития.

Отметим, что в модели Российского образования до 2020 года определены следующие ключевые направления:

  • основа образовательной системы – это прикладной и академический бакалавриат, дополняемый магистерскими программами
  • внедрение кредитно-модульных принципов построения образовательных программ
  • открытость системы образования
  • формирование компетентностей
  • самообразование
  • образование в течение всей жизни [1]

"Открытость" системы образования предусматривает применение принципов стратегического партнерства для обеспечения баланса социально-экономических интересов его участников: представителей государства, образовательных учебных заведений, в том числе ВУЗов, бизнес-сообщества (далее — БС) — в лице руководителей предприятий и сотрудников, населения. В таблице 1 представлены стратегические интересы представителей бизнес-сообщества и ВУЗов.

Стратегические интересы субъектов управления
Субъекты управления Интересы субъекта
БС Владение собственностью, получение прибыли, рост производительности труда и кадрового потенциала, рост престижа предприятия
ВУЗ Высокое качество образовательной и научной деятельности; развитие материально-технической базы, внедрение инновационных подходов к обучению; инвестиции в кадровое развитие; обеспечение конкурентоспособного уровня оплаты труда; совершенствование системы воспитательной работы и т.д.[2]

На Рис. 1 изображена модель, в которой показаны возможности БС и ВУЗов для удовлетворения взаимозависимых интересов [3] и эффекты от взаимодействия.

Рис. 1

Рис. 1. Модель стратегического партнерства

Производной от интеграции действий представленных субъектов является непосредственное влияние на формирование человеческого капитала, элементом которого является "Образование индивида", рассматриваемое в данном контексте как совокупность способностей, интересов, склонностей, приобретенных компетенций, мотивации, способов восприятия. Все это в определенной степени приобретается в ходе производственной деятельности, в результате затрат самого человека и общества, но основы закладываются и развиваются системой образования.

Стратегия развития информационного общества в РФ связывает укрепление и рост экономики, повышение качества образования с применением информационных и телекоммуникационных технологий [4]. Информационные технологии, являясь базой управленческого процесса, дают возможность приобретать конкурентные преимущества субъектам управления.

Поэтому эффективное построение образовательного процесса должно быть основано на грамотном применении комбинации традиционных и инновационных технологий обучения, например:

  • использование электронных комплектов учебно-методического материала
  • применение технологии "Учебная фирма" как тренажера принятия управленческих решений
  • использование ресурсов сети Интернет (справочные и "рефератные" сайты, образовательные порталы, библиотеки цифровых образовательных ресурсов)
  • создание профессиональных сообществ на специальных Интернет-ресурсах (в том числе сетевых образовательных сообществ)

С учетом вариативности образовательной среды актуальным является внедрение технологий электронного обучения (E-learning), предоставляющих возможность дистанционного обучения (далее — ДО) по линии "Возможности Вуза: повышение квалификации представителей БС…" — "Эффекты: представители БС повышают образовательный уровень…" (рис. 1).

ДО позволяет обеспечить эффективную, качественную передачу необходимой научно-методической информации, позволяет научить управлению своими знаниями, постоянному самостоятельному повышению профессионального уровня. Экономия времени и финансовых ресурсов, получение дополнительных услуг (консультаций, налаживание деловых связей и т.п.) — все это также является эффектами от применения ДО.

В частности, современная сложная социально-экономическая ситуация предопределяет значимость переподготовки и повышения профессиональной компетентности менеджеров. Предлагается освоение дополнительной специализации "Информационное обеспечение управленческой деятельности" (в объеме не менее 500 часов) с акцентом на развитие навыков работы в условиях неопределенности, принятия нестандартных решений и использование компьютерных информационных технологий в управлении и бизнес-процессах.

Для решения обозначенной задачи возможен следующий подход: весь теоретический курс обучения будет осуществляться ВУЗом с помощью технологий ДО, а все виды практик, предусмотренных учебным планом, будут проходить непосредственно на рабочем месте. В этом случае в организации необходимо создание центра доступа к ДО или возможно использование услуг доступа, предоставляемых сторонней организацией [5]. Или, как вариант, ДО может происходить в домашних условиях.

Применяя ДО можно постоянно повышать образовательный уровень сотрудников без отрыва от работы, дополняя и углубляя компетенции в различных областях профессиональной деятельности. Таким образом, будет достигнут принцип непрерывности — "образование в течение всей жизни", который в свою очередь основан на андрагогическом подходе, когда обучаемые обладают организационным опытом, самостоятельно выбирают необходимые учебные модули, могут обеспечить самоменеджмент процесса обучения, а педагог играет роль консультанта, руководителя проектов, осваивая при этом методы общения на расстоянии.

Итак, рассмотрен частный случай реализации идеи стратегического партнерства между ВУЗом и БС. Синергетический эффект от качественного взаимодействия и интеграции этих субъектов создает предпосылки для инновационного типа социально-экономического развития.

Литература

  1. Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к 1Х Междунар. науч.конф. "Модернизация экономики и глобализация", Москва,1-3 апреля 2008 г./ под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ,2008.С.12-16.-ISBN 978-5-7598-0597-7
  2. Лапыгин Ю.Н.Структурная политика в регионе (пленарные доклады, тезисы выступлений)/ Отв. Ред. Ю.Н. Лапыгин. - Владимир: ВлГУ, 2006.С.99-107. –ISBN 5-89368-278-5
  3. Каменских Н.А. Реалтизация принципа социального пертнерства/ Н.А. Каменских// Новые информационные технологии в образовании:Доклады и выступления участников восьмой международной научно-практической конференции "Использование программных продуктов фирмы "1С" в инновационной деятельности учебных заведений" 29-30 января 2008 г. Часть 1. С.55-59. –ISBN 5-9677-0186-9
  4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212// Российская газета.2008. 16 февраля
  5. Рохлов М.Н. Особенности развития инновационных форм в системе "вуз-предприятие" при использовании дистанционных образовательных технологий//www.universitys.ru/j/images/stories/nir/3/rohlov.pdf

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta