СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО МЕЖДУ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВОМ И ВУЗОМ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Каменских Надежда Алексеевна (kamenskih-n@yandex.ru)
ГОУ ВПО Покровский филиал МГГУ им. Шолохова, г. Покров
Аннотация В статье рассматриваются эффекты применения стратегического партнерства между представителями бизнес-сообщества и учебными заведениями, в частности ВУЗами.
На современном этапе реализация приоритетных действий в сфере образования становится обеспечивающим ресурсом качественного преобразования информационной, образовательной, научно-внедренческой, экономической среды, условием продвижения по инновационному пути развития.
Отметим, что в модели Российского образования до 2020 года определены следующие ключевые направления:
- основа образовательной системы – это прикладной и академический бакалавриат, дополняемый магистерскими программами
- внедрение кредитно-модульных принципов построения образовательных программ
- открытость системы образования
- формирование компетентностей
- самообразование
- образование в течение всей жизни [1]
"Открытость" системы образования предусматривает применение принципов стратегического партнерства для обеспечения баланса социально-экономических интересов его участников: представителей государства, образовательных учебных заведений, в том числе ВУЗов, бизнес-сообщества (далее — БС) — в лице руководителей предприятий и сотрудников, населения. В таблице 1 представлены стратегические интересы представителей бизнес-сообщества и ВУЗов.
Стратегические интересы субъектов управления
Субъекты управления |
Интересы субъекта |
БС |
Владение собственностью, получение прибыли, рост производительности труда и кадрового потенциала, рост престижа предприятия |
ВУЗ |
Высокое качество образовательной и научной деятельности; развитие материально-технической базы, внедрение инновационных подходов к обучению; инвестиции в кадровое развитие; обеспечение конкурентоспособного уровня оплаты труда; совершенствование системы воспитательной работы и т.д.[2] |
На Рис. 1 изображена модель, в которой показаны возможности БС и ВУЗов для удовлетворения взаимозависимых интересов [3] и эффекты от взаимодействия.
Рис. 1. Модель стратегического партнерства
Производной от интеграции действий представленных субъектов является непосредственное влияние на формирование человеческого капитала, элементом которого является "Образование индивида", рассматриваемое в данном контексте как совокупность способностей, интересов, склонностей, приобретенных компетенций, мотивации, способов восприятия. Все это в определенной степени приобретается в ходе производственной деятельности, в результате затрат самого человека и общества, но основы закладываются и развиваются системой образования.
Стратегия развития информационного общества в РФ связывает укрепление и рост экономики, повышение качества образования с применением информационных и телекоммуникационных технологий [4]. Информационные технологии, являясь базой управленческого процесса, дают возможность приобретать конкурентные преимущества субъектам управления.
Поэтому эффективное построение образовательного процесса должно быть основано на грамотном применении комбинации традиционных и инновационных технологий обучения, например:
- использование электронных комплектов учебно-методического материала
- применение технологии "Учебная фирма" как тренажера принятия управленческих решений
- использование ресурсов сети Интернет (справочные и "рефератные" сайты, образовательные порталы, библиотеки цифровых образовательных ресурсов)
- создание профессиональных сообществ на специальных Интернет-ресурсах (в том числе сетевых образовательных сообществ)
С учетом вариативности образовательной среды актуальным является внедрение технологий электронного обучения (E-learning), предоставляющих возможность дистанционного обучения (далее — ДО) по линии "Возможности Вуза: повышение квалификации представителей БС…" — "Эффекты: представители БС повышают образовательный уровень…" (рис. 1).
ДО позволяет обеспечить эффективную, качественную передачу необходимой научно-методической информации, позволяет научить управлению своими знаниями, постоянному самостоятельному повышению профессионального уровня. Экономия времени и финансовых ресурсов, получение дополнительных услуг (консультаций, налаживание деловых связей и т.п.) — все это также является эффектами от применения ДО.
В частности, современная сложная социально-экономическая ситуация предопределяет значимость переподготовки и повышения профессиональной компетентности менеджеров. Предлагается освоение дополнительной специализации "Информационное обеспечение управленческой деятельности" (в объеме не менее 500 часов) с акцентом на развитие навыков работы в условиях неопределенности, принятия нестандартных решений и использование компьютерных информационных технологий в управлении и бизнес-процессах.
Для решения обозначенной задачи возможен следующий подход: весь теоретический курс обучения будет осуществляться ВУЗом с помощью технологий ДО, а все виды практик, предусмотренных учебным планом, будут проходить непосредственно на рабочем месте. В этом случае в организации необходимо создание центра доступа к ДО или возможно использование услуг доступа, предоставляемых сторонней организацией [5]. Или, как вариант, ДО может происходить в домашних условиях.
Применяя ДО можно постоянно повышать образовательный уровень сотрудников без отрыва от работы, дополняя и углубляя компетенции в различных областях профессиональной деятельности. Таким образом, будет достигнут принцип непрерывности — "образование в течение всей жизни", который в свою очередь основан на андрагогическом подходе, когда обучаемые обладают организационным опытом, самостоятельно выбирают необходимые учебные модули, могут обеспечить самоменеджмент процесса обучения, а педагог играет роль консультанта, руководителя проектов, осваивая при этом методы общения на расстоянии.
Итак, рассмотрен частный случай реализации идеи стратегического партнерства между ВУЗом и БС. Синергетический эффект от качественного взаимодействия и интеграции этих субъектов создает предпосылки для инновационного типа социально-экономического развития.
Литература
- Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к 1Х Междунар. науч.конф. "Модернизация экономики и глобализация", Москва,1-3 апреля 2008 г./ под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ,2008.С.12-16.-ISBN 978-5-7598-0597-7
- Лапыгин Ю.Н.Структурная политика в регионе (пленарные доклады, тезисы выступлений)/ Отв. Ред. Ю.Н. Лапыгин. - Владимир: ВлГУ, 2006.С.99-107. –ISBN 5-89368-278-5
- Каменских Н.А. Реалтизация принципа социального пертнерства/ Н.А. Каменских// Новые информационные технологии в образовании:Доклады и выступления участников восьмой международной научно-практической конференции "Использование программных продуктов фирмы "1С" в инновационной деятельности учебных заведений" 29-30 января 2008 г. Часть 1. С.55-59. –ISBN 5-9677-0186-9
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212// Российская газета.2008. 16 февраля
- Рохлов М.Н. Особенности развития инновационных форм в системе "вуз-предприятие" при использовании дистанционных образовательных технологий//www.universitys.ru/j/images/stories/nir/3/rohlov.pdf
|