ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Карпузова Вера Ивановна (karpuzova@timacad.ru)
к.э.н., доцент
Э.Н. Скрипченко
К.В. Чернышева
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва
|
"…Применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития (ФЦП "Электронная Россия") |
Современное положение на рынке труда требует от студентов экономических специальностей знаний средств автоматизации функциональных задач для выполнения профессиональных обязанностей.
На сегодняшний день программные продукты широко представлены автоматизированными информационными системами (АИС) для ведения бухгалтерского учета, анализа экономического и финансового состояния организаций, маркетинга, ведения электронного документооборота, как отечественного, так и зарубежного производства.
Иностранные системы, как правило, дороже отечественных по стоимости их приобретения и внедрения, так и по стоимости обслуживания. Поэтому они используются чаще всего в совместных организациях.
Использование универсальных инструментальных средств, например, табличного процессора EXCEL в экономических расчетах применимо лишь как дополнительное средство при отсутствии комплексного решения.
Наибольшее распространение и применение в организациях получили АИС для ведения бухгалтерского учета для разных предприятий как по размеру, формам собственности, используемым техническим и программным средствам, разным информационным технологиям. Однако среди них имеются наиболее широко распространенные программы, которые как бы стали стандартом. Среди них лидирующее место занимают программные продукты фирм 1С, Интеллект — Сервис, Компания БЭСТ, Новый Атлант, Цефей и др.
Для программ этих фирм присуща общая стандартизация как с точки зрения формализованных стандартов управления, так и унифицированной системы документации. Однако имеются и значительные отличия и в общем подходе к решению проблемы и в сервисных возможностях.
Наш опыт преподавания цикла дисциплин по информационным технологиям и системам показал эффективность использование в процессе обучения не одной, а как минимум двух наиболее распространенных программ по бухгалтерскому учету и нескольких программ другого профиля. Это позволяет студентам иметь представление о разнообразии предлагаемых решений уже на стадии обучения до начала практической работы, а в профессиональной деятельности выбрать наиболее удобную для конкретного предприятия программы.
В процессе обучения нами используются две АИС: фирмы 1С — "1С: Предприятие 7.7, 8.1" и фирмы ООО "Компания БЭСТ" — "Система управления предприятием БЭСТ — 5". Эти программные продукты обеспечивают комплексную автоматизацию бухгалтерского учета при разной организации и методологии ведения учетных работ.
Студенты работают с программами, используя сквозные учетные задачи по всем участкам до получения баланса с учетом отраслевой направленности. Для этих целей подготовлены четыре учебных пособия с грифом МСХ и УМО, которые позволяют достаточно полно освоить программные продукты и, что очень важно, закрепить знания по бухгалтерскому и налоговому учету, законодательству, организации оплаты труда на предприятиях, анализу и маркетингу. Кроме того, при решении сквозной задачи студенты имеют возможность проследить информационную взаимосвязь между участками учета, что вообще невозможно при ручных способах ведения работ, приобрести навыки анализа и контроля состояния синтетических и аналитических счетов, формирования отчетов.
Данные, полученные в результате решения сквозных задач, используются нашими студентами для проведения финансового анализа. При этом применяется технология обмена данными между разными программными продуктами. Так, данные отчетов "1С: Бухгалтерия" и "БЭСТ -5" экспортируются в программы финансового анализа "АИС Финансы" на базе MS Excel и "БЭСТ Финансы".
Всесторонний анализ деятельности организации для поддержки принятия управленческих решений нами реализован в учебном процессе с помощью информационные технологий — Deductor Studio, SAS Enterprise Guide.
В них использованы следующие методы обработки данных: стохастический факторной анализ — корреляционный анализ, дисперсионный анализ, компонентный анализ, многомерный факторный анализ; оптимизации показателей — программирование, многослойные нейронные сети, дерево решений и др.
В аналитических платформах возможно выполнение сложных и разнообразных функций, включающих сбор данных из различных источников, преобразование и загрузку их в хранилище, хранение информации, получение отчетности, создание произвольных запросов, многомерный анализ и др.
Вышеуказанные аналитические платформы предусматривают загрузку данных в хранилище из современных АИС, в том числе используемых нами в учебном процессе.
Технологии наполнения хранилищ данных предусматривает разные варианты. Например, в аналитической платформе Deductor Studio возможно наполнение с помощью прямого доступа к файлам программы "1С: Предприятие" (первый вариант).
Второй вариант базируется на использование табличного процессора Microsoft Excel и программы Блокнот для преобразования данных в текстовый формат. При использовании данного варианта следует обращать внимание на некоторые особенности:
- знание структуры экономической информации, особенно таких понятий как реквизиты-признаки и реквизиты-основания, что обеспечивает формирование параметров столбцов и их значений
- значения столбцов должны быть заполнены, при их отсутствии следует вручную ввести ноль
Таким образом, студенты, используя аналитические платформы совместно с современными АИС, получают возможность проводить всесторонний экономической анализ для поддержки принятия управленческих решений. Это соответствует квалификационной характеристике выпускника экономических специальностей, на которых и апробирована вышеизложенная методика в рамках дисциплин: "Автоматизация решения учетных и аналитических задач", "Информационные системы в экономике", "Автоматизированные информационные технологии в экономике", "Автоматизированные информационные системы в экономике", "Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету".
В современных рыночных условиях эффективная адаптация организации к изменениям внешней среды требует анализа ее состояния, что обеспечивается использованием маркетинговых АИС.
Нашими студентами в учебном процессе при использовании АИС "БЭСТ Маркетинг" моделируются разные ситуации организации маркетинговой службы организации.
В процессе обучения кроме аудиторной работы студенты занимаются самостоятельно во внеурочное время с предоставлением отчета в электронном виде с использованием текстового процессора Word и Internet — технологий.
Особое место в отчете уделяется технологии выполнения работы с информацией: последовательности выполнения операций, способам контроля за их достоверностью, способам поиска ошибок, умению использовать и анализировать выходную информацию.
В нашем университете учебный процесс выполняется в специализированных аудиториях, оснащенных современными техническими средствами обеспечивающих функционирование программных продуктов.
Программное обеспечение таких аудиторий должно обеспечено также современными интеллектуальные системы, например, для проведения аудита и использовании в учебном процессе деловых игр.
Специализированные учебные аудитории используются при проведении кружковой работы, подготовке курсовых, дипломных работ, диссертаций и учебных практик, для повышения квалификации специалистов АПК.
Как видим, на наш взгляд, подготовка студентов экономического профиля в Тимирязевской академии соответствует задачам и требованием к выпускникам, но диапазон для совершенствование достаточно велик.
Литература
- Скрипченко Э.Н., Дронова Н.Ф., Карпузова В.И. Информационные технологии в экономике (Автоматизация решения учетных и аналитических задач. Раздел: Автоматизация бухгалтерского учета с использованием программных комплексов "1С: Бухгалтерия 7.7" и "1С: Зарплата и кадры"). - М.: ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, 2006
- Карпузова В.И., Скрипченко Э.Н., Стратонович Ю.Р., Чернышева К.В. Информационные системы в экономике. Основы работы с аналитической платформой Deductor Studio. - М.: ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, 2008
- Карпузова В.И., Скрипченко Э.Н., Чернышева К.В. Информационные технологии в экономике. Система поддержки принятия решений на базе решений аналитической платформы SAS Enterprise Guide. - М.: ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, 2009
- Карпузова В.И., Скрипченко Э.Н., Чернышева К.В. Информационные технологии в экономике. Использование типовых проектных решений в управлении предприятиями. - М.: ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, 2009
- Карпузова В.И. Скрипченко Э.Н., Чернышева К.В., Информационные технологии в экономике (Автоматизация решения учетных и аналитических задач. Раздел: Автоматизация бухгалтерского учета с использованием программных комплексов "1С: Бухгалтерия 8.1"). - М.: ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, 2009
- Карпузова В.И. Скрипченко Э.Н., Чернышева К.В., Информационные технологии в экономике (Автоматизация решения учетных и аналитических задач с использованием системы управления предприятием "БЭСТ - 5"). - М.: ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, 2009
|