ПРОПЕДЕВТИКА ОСНОВ ИНФОРМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ
Королева Анна Владимировна (k_anytka@mail.ru)
аспирантка, учитель информатики
Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево Московской области
«Пропедевтика основ информатики в 5-6 классах» – это моя тема самообразования, проблема, над которой я работаю второй год.
В начале напомню значение некоторых терминов:
Пропедевтика – предварительная подготовка, предшествующая более глубокому изучению предмета.
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых учащимися для сбора, обработки и распространения информации.
Информатизация – внедрение ИКТ во сферы деятельности человека.
Коммуникация – взаимодействие людей, в процессе общения между которыми происходит обмен разного рода информацией.
Информационное общество – общество, владеющее навыками использования различных технических устройств.
В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ приобретает все большую значимость. Сегодня общепризнанной является мысль о том, что изучение информатики в школе способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных и коммуникационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Согласно Федеральному базисному учебному плану ОУ РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в основной школе в 7-9 классах, но за счет регионального и школьного компонентов базисного учебного плана, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-6 классах.
Более того, по мнению ведущих отечественных специалистов: Е.А. Ракитиной, А.А. Кузнецова и С.А. Бешенкова в настоящее время сложились все условия для внедрения в школу непрерывного курса информатики и ИКТ: сформировано научно обоснованное содержание общеобразовательного курса информатики и накоплен положительный опыт преподавания информатики в младшей школе (авторы учебных пособий по информатике для начальной школы – Ю.А. Первин, А.Л. Семенов, А.В. Горячев, Н.В. Матвеева и др.).
Курс "Информатика и ИКТ" в 5-6 классах – это пропедевтический курс, который рассчитан на 68 часов (1 час в неделю, 34 часа в год). В прошлом году я вела кружок в 5-х классах и именно на кружке я ввела этот пропедевтический курс. Тематическое планирование курса составлено на основании программы по информатике Н.В. Макаровой.
На занятиях пользуюсь 3 учебными пособиями из учебно-методического комплекта по информатике под редакцией профессора Н.В. Макаровой, рекомендованного МО России к использованию в учебном процессе на 2007/08 и 2008/09 учебный год.
Цели курса
- дать учащимся начальные знания в области информатики (понятие информатики, ПК и его составляющие, информационные процессы)
- обучить их работе на компьютере в системной среде Windows
- со стандартной программой ОС Windows – Калькулятором
- в тестовом редакторе Блокнот
- в графическом редакторе Paint
- а также в среде программирования ЛогоМиры
На мой взгляд, именно среда программирования ЛогоМиры позволяет расширить кругозор учащихся, способствует развитию алгоритмического и логического мышления, творческого потенциала, самостоятельности моделирования различных конструкций, выработке целеустремлённости в создании и разработке чего-то нового, необычного.
На занятиях, учитывая индивидуальные способности ребят и их желание, использую следующие методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, практические задания и упражнения для самостоятельной работы, которые предлагаются во второй части учебника.
Для реализации федеральной целевой программы правительства РФ "Развитие информатизации в России на период до 2010 года" в образовательном процессе используют различные современные образовательные технологии, одной из которых является технология проектов.
Поэтому на кружковых занятиях практическая часть курса «Информатика и ИКТ» направлена на разработку проектов в ЛогоМирах. Так как считаю, что именно проекты способствуют персонализированному обучению. Ведь нельзя дать всем детям в классе одинаковые задания, неизбежно даются разные подходящие под каждого конкретного ученика проекты, которые позволяет отследить формирование умений правильно строить компьютерные программы, а также позволяют тренировать простейшие навыки ученика работы с компьютером. Таким образом, позиция ученика становится существенно более творческой.
Выводы
- Пропедевтический курс по информатике в 5-6 классах необходим, так как он способствует подготовке к восприятию и освоению основных понятий школьного курса информатики
- В пропедевтическом курсе информатики происходит отработка элементарных знаний, умений и навыков работы с компьютерной техникой
- Пропедевтический курс направлен на усиление межпредметных связей в школьном образовании
- Пропедевтический курс способствует развитию творческой и самостоятельной работы учащихся
Я процитирую слова ученика 2 класса одной из китайских школ: «Не умеешь пользоваться компьютером – будешь неграмотным в XXI веке». Исходя из этих слов, можно сделать вывод, что задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми ИКТ и мы, учителя информатики, обязаны помочь ученикам стать гражданами информационного общества.
Тематическое планирование учебного материала по пропедевтическому курсу
в 5-6 классах по Н.В. Макаровой
№ урока |
№ темы |
Название темы |
Кол-во часов |
Раздел 1. Учимся работать на компьютере |
1 |
1.1 |
Человек и компьютер |
12 |
2 |
1.2 |
Рабочий стол в реальном и виртуальном мире |
3 |
1.3 |
Компьютерная помощница – мышь |
4 |
1.4 |
Меню: возможность выбора |
5 |
1.5 |
Начните работу с нажатия кнопки Пуск |
6 |
1.6 |
Окно в компьютерный мир |
7 |
1.7 |
Клавиатура – инструмент писателя |
8 |
1.8 |
Набор и редактирование текста |
9 |
1.9 |
Что скрывается в строке меню |
10 |
1.10 |
Действия с фрагментом текста |
11 |
1.11 |
Калькулятор – помощник математиков |
12 |
1.12 |
Один помощник – хорошо, а два – лучше |
Раздел 2. Компьютерная графика |
13 |
2.1 |
Инструменты для рисования |
22 |
14 |
2.2 |
Компьютерная графика |
15 |
2.3 |
Создание компьютерного рисунка |
16 |
2.4 |
Настройка инструментов |
17 |
2.5 |
Редактирование компьютерного рисунка |
18 |
2.6, 2.7 |
Фрагмент рисунка, сборка рисунка из деталей |
19 |
2.8, 2.9 |
Как открыть и сохранить рисунок |
20 |
2.10 |
Построение с помощью клавиши Shift |
21 |
2.11 |
Эллипс и окружность |
22 |
2.12, 2.13 |
Что такое пиксель, пиктограмма |
23 |
2.14, 2.15 |
Откуда произошло слово «алгоритм», алгоритмы в нашей |
24 |
2.16, 2.17 |
Компьютер и алгоритмы, какие бывают алгоритмы |
25 |
2.18 |
Действия с фрагментом рисунка |
26 |
2.19 |
Повторяющиеся действия в алгоритмах |
27 |
2.20 |
Повторяющиеся элементы вокруг нас |
28 |
2.21 |
Конструирование из мозаики |
29 |
2.22 |
Меню готовых форм |
30 |
2.23 |
Конструирование из кубиков |
31 |
2.24 |
Моделирование окружающего мира |
32 |
2.25 |
Учебные модели |
33 |
— |
Повторение изученного материала |
34 |
— |
Проверочная практическая работа |
Раздел 3. Среда программирования ЛогоМиры |
35 |
3.1 |
Знакомство со средой ЛогоМиры |
34 |
36 |
3.2 |
Пробы пера |
37 |
3.3 |
Первые итоги |
38 |
3.4 |
Черепашка меняет облик |
39 |
— |
Создание новых форм |
40 |
3.5 |
Учим Черепашку двигаться |
41 |
— |
Работа с Личной карточкой Черепашки |
42 |
3.6 |
Весь мир – театр |
43 |
3.7 |
Микромир наполняется обитателями |
44 |
— |
Создание проекта прямолинейного движения Черепашки |
45 |
3.8 |
Черепашка идет по компасу |
46 |
— |
Создание проекта движения Черепашки по компасу |
47 |
3.9 |
Движение усложняется |
48 |
— |
Создание проекта криволинейного движения Черепашки |
49 |
3.10 |
Первая анимация |
50 |
— |
Создание проекта с использованием анимации |
51 |
3.11 |
Что можно моделировать в ЛогоМирах |
52 |
3.12 |
Черепашка-ученица |
53 |
— |
Работа с Листом программ |
54 |
3.13 |
Как оформить программу |
55 |
— |
Работа с Листом программ |
56 |
3.14 |
Нужен ли вечный двигатель |
57 |
— |
Создание проекта с использованием команды «повтори» |
58 |
3.15 |
Что показывают датчики |
59 |
3.16 |
Для чего Черепашке датчики |
60 |
— |
Создание проекта с использованием датчиков |
61 |
3.17 |
Учимся командовать «с умом» |
62 |
3.18 |
Приборная панель |
63 |
— |
Изучение компонентов приборной панели |
64 |
3.19 |
Случай – душа игры |
65 |
— |
Разработка собственного проекта |
66 |
— |
Разработка собственного проекта |
67 |
— |
Повторение изученного материала |
68 |
— |
Проверочная практическая работа |
Литература
- Информатика и ИКТ. Начальный уровень. Учебник под редакцией Н.В. Макаровой. – Питер, 2008.
- Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Современный курс информатики: от концепции к содержанию//ИНФО-2004-№2.
- Макарова Н.В. и др. Информатика и ИКТ. 10-11 класс. Учебник (базовый уровень). – СПб.: Питер, 2006.
- Макарова Н.В. Программа по информатике. Системно-информационная концепция к комплекту учебников по информатике. 5-11 класс. – Питер, 2006.
- Ракитина Е.А. Теоретические основы построения концепции непрерывного курса информатики. – М.: Информатика и образование, 2002.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО "Московские учебники", 2004.
|