СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДКАДРОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ"
Лавина Татьяна Ароновна (tlavina@mail.ru)
ГОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева", г. Чебоксары
Аннотация Работа посвящена подготовке методистов-организаторов информатизации образования, подготовка которых ведется в рамках специализации 030109 — "Организация информатизации образования". Раскрываются цели и содержание дисциплины.
Методист-организатор информатизации образования (специализация 030109 — «Организация информатизации образования») выполняет функции организатора, координатора процесса информатизации образования в учреждении среднего уровня образования. Для эффективного осуществления всех функций, связанных с использованием средств ИКТ в образовательном процессе, он должен обладать высоким уровнем фундаментальной подготовки в области информатики, а также иметь необходимые психолого-педагогические знания. Организатору информатизации образования в школе приходится решать множество разнообразных задач и одной из важнейших на сегодняшний день является задача внутришкольной подготовки учителей в области применения средств ИКТ. Рассмотрим, в чем состоит актуальность этой задачи.
Наличие педагогических кадров и других специалистов сферы образования, способных решать весь комплекс задач, стоящих перед школой в условиях целенаправленно организованного процесса информатизации образования, является сегодня одним из факторов конкурентоспособности школы. Педагогические кадры — это носители идей обновления, модернизации образования на базе реализации возможностей средств ИКТ.
Анализ существующих тенденций подтверждает вывод о том, что знания сейчас устаревают значительно быстрее, чем раньше. Таким образом, даже если в педвузе студентами-будущими педагогами и была получена соответствующая подготовка в области информатизации образования, она устаревает и необходима непрерывная подготовка (самостоятельная и специально организованная) в этой области. Многие исследователи отмечают необходимость совершенствования существующей системы подготовки педагогических кадров, пересмотра содержания и создания новых форм и методов обучения взрослых на основе современных достижений в области информатики и ИКТ.
На наш взгляд, одной из прогрессивных форм переподготовки педагогических кадров является их обучение в системе внутришкольной подготовки. Не умоляя важность изучения вопросов, связанных с различными аспектами применения средств ИКТ, в педвузе и в рамках системы повышения квалификации работников образования, отметим, что, во-первых, внутришкольная подготовка происходит в конкретных условиях функционирования информационной сети образовательного учреждения; во-вторых, подготовка педагогических кадров происходила в разный временной период (часть не подготовлена в области применения средств ИКТ в образовании); в-третьих, спецификой обучения в области ИКТ является постоянно меняющиеся сами средства, а, следовательно, и их возможности; в-четвертых, изменяются требования к выпускникам школ со стороны государства и общества.
Внутришкольная подготовка педкадров к использованию средств информационных и коммуникационных технологий в решении профессиональных задач должна включать подготовку:
- учителей, администрации школы, других школьных специалистов по проблемам организации и проведения учебно-воспитательного процесса в условиях информационной сетевой среды учебного заведения
- администрации школы в области автоматизации процессов управления учебным заведением в условиях информационной среды школы
- всех участников образовательного процесса по вопросам информационного взаимодействию (в частности, учебного) в информационной среде школы
- учителей в области работы с инструментальными программными средствами и системами для разработки информационных ресурсов
- учителей в области использования психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик на базе ИКТ
- педкадров в области организация дистанционного обучения в условиях информационно-коммуникационной среды
Практическая реализация внутришкольной подготовки затрагивает многие организационные звенья школы, требует разработки специальной методики, соответствующего методического и организационного взаимодействия между методистом-организатором информатизации образования, методическими объединениями школы, администрацией и др.
Однако до настоящего времени не разработаны теоретические и организационные подходы к системе внутришкольной подготовки в области применения средств ИКТ в профессиональной деятельности в свете требований современного периода развития общества. Анализ программ дисциплин, изучаемых в педвузах, позволяет утверждать, что в настоящее время не ведется целенаправленная подготовка студентов — будущих организаторов информатизации образования — по вопросам организации внутришкольной подготовки кадров в аспекте ее организации и методических особенностей.
На наш взгляд, введение дисциплины "Внутришкольная подготовка педкадров в области информатизации образования" в рамках подготовки специалистов в области организации информатизации образования позволит в значительной мере выполнить задачу подготовки учителей к решению профессиональных задач с использованием средств и методов информатики и ИКТ, адекватному современному уровню образования. Подготовка в рамках этой дисциплины предполагает существенное усиление роли поиска, сбора, оценки и отбора, анализа, организации, представления и трансляции информации, коллективную работу, планирование индивидуальной и групповой деятельности на основе средств и методов информатики и ИКТ.
Целью данной дисциплины является подготовка специалистов в области организации информатизации образования к осуществлению внутришкольной подготовки кадров в области информатизации образования в условиях функционирования информационно-коммуникационной среды учебного заведения.
Содержание дисциплины "Внутришкольная подготовка педкадров в области информатизации образования"
- Цели и задачи внутришкольной подготовки педкадров в области информатизации образования
- Общая цель внутришкольного обучения в области информатизации образования: консультирование, подготовка и переподготовка педкадров в области целенаправленного и осознанного использования средств ИКТ в профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды школы для повышения эффективности образовательного процесса
- Типологии целей обучения в условиях внутришкольной подготовки педкадров в области информатизации образования: получение новых знаний, новой информации; овладение информацией на новом уровне; выработка ИКТ-компетентности педкадров; удовлетворение познавательных интересов педкадров в области информатизации образования
- Определение задач внутришкольной подготовки педкадров в области применения средств ИКТ в профессиональной деятельности
- Возможные негативные последствия использования средств ИКТ и меры по предотвращению этих последствий
- Психолого-педагогические особенности организации внутришкольной подготовки педкадров в области информатизации образования
- Обучение взрослых: основные понятия и определения
- Место внутришкольной подготовки в условиях непрерывного образования в области информатизации образования
- Организационно-деятельностная модель процесса обучения
- Особенности обучения взрослых, педагогическая и андрогогическая модели обучения
- Психолого-андрогогическая диагностика обучающихся
- Планирование внутришкольной подготовки педкадров
- Создание условий внутришкольной подготовки, а также работы в условиях Интернет/Интранет-технологий
- Оценка результатов внутришкольной подготовки педкадров в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности,/li>
- Организация внутришкольной подготовки педкадров в области информатизации образования
- Определение проблемы, для решения которой необходимо обучение педкадров (какой-либо категории педкадров). Выявление потребностей обучающихся
- Создание комфортных условий обучения на основе взаимного уважения, доверия и эмпатии. Личностно ориентированный подход. Работа в условиях информационно-коммуникационной среды
- Совместное планирование обучения, определение содержание обучения в рамках внутришкольной подготовки
- Осуществление процесса обучения в зависимости от уровня готовности обучающихся. Компьютерная диагностика обучающихся
- Оценивание процесса обучения, коррекция учебных программ, процесса реализации процесса обучения
- Содержание внутришкольной подготовки
- Концептуальные основы информатизации общества
- Общефилософские, правовые, этические проблемы информатики и ИКТ
- Психолого-педагогические вопросы информатизации образования
- Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного применения средств ИКТ
- Организации информационного взаимодействия в условиях функционирования локальных и глобальной компьютерных сетей
- Развитие педтехнологии использования средств ИКТ
- Автоматизации процессов информационного обеспечения профессиональной деятельности и организационного управления учебным заведением
- Методические аспекты использования средств ИКТ в преподавании конкретного предмета
- Использование средств ИКТ для управления учебным заведением
- Использование средств ИКТ различными категориями пользователей информатизированных рабочих мест (ИРМ)
- Информационно-коммуникационная среда учебного заведения
- Информационно-коммуникационная среда, информационно-коммуникационная предметная среда, единое информационное образовательное пространство
- Основные понятия Интернета: Интернет, сервисы Интернет, web-сервер, web-сайт, протоколы Интернета, язык HTML и др.
- Научно-методические понятия учебного информационного взаимодействия
|