home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

КЕЙСОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ЭКОНОМИСТОВ ТЕХНОЛОГИЯМ MS OFFICE

Лезина Татьяна Андреевна (lezina@mail.ru)
к. ф.-м. н., доцент
Скачкова Виктория Валерьевна (ant_ir@mail.ru)
к.э.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

На данный момент MS Office является стандартом для компаний государственного сектора и частного бизнеса. Владение инструментами, предлагаемыми этим пакетом — неотъемлемая составляющая профессиональных навыков выпускника-экономиста, выпускника-менеджера.

При этом, для любого молодого и даже опытного специалиста основной проблемой при работе в той или иной среде является, в первую очередь, выбор адекватного инструмента, и уже во вторую очередь — его корректно применение.

Корректному применению инструментов можно научиться, изучив обширную литературу по офисным пакетам. Оптимальному выбору инструментов, решающих задачу научиться трудно.

Подход, используемый в преподавании ИТ на экономическом факультете СПбГУ, заключается не в изучении набора инструментов MS Office, а в "погружении" студентов в решение конкретных экономических задач.

В федеральном государственном образовательном стандарте по направлениям подготовки "экономика", "менеджмент" обозначено, что выпускник должен быть "способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей"1. Более того, в проекте стандарта по направлению "менеджмент" указывается, что результатом изучения базовой части дисциплин математического и естественнонаучного цикла обучающийся должен владеть "программами MS Office для работы с деловой информацией".

На данный момент MS Office является стандартом для компаний государственного сектора и частного бизнеса. Владение инструментами, предлагаемыми этим пакетом — неотъемлемая составляющая профессиональных навыков выпускника-экономиста, выпускника-менеджера.

При этом, для любого молодого и даже опытного специалиста основной проблемой при работе в той или иной среде является, в первую очередь, выбор адекватного инструмента, и уже во вторую очередь — его корректно применение.

Корректному применению инструментов можно научиться, изучив обширную литературу по офисным пакетам. А вот оптимальному выбору инструментов, решающих задачу научиться трудно.

Подход, используемый в преподавании ИТ на экономическом факультете СПбГУ, заключается не в изучении набора инструментов MS Office, а в "погружении" студентов в решение конкретных экономических задач.

Какой "типовой" набор задач возникает в повседневной работе экономиста? Информационная система любой организации поддерживает ряд хозяйственных операций, По большей части — это учетные операции и регламентированные отчеты. А если речь идет о процессах, связанных с формированием итоговых показателей, их анализом, то работнику часто приходится самому решать проблемы информационной поддержки.

Это определяет основные "классы" задач, общие для большинства экономических областей:

  • организация ввода, хранения и обработки связанных массивов данных
  • формализация модели
  • представление данных для последующего анализа: диаграммы, выборка данных, определение агрегированных показателей
  • упорядочивание записей
  • анализ чувствительности модели к изменению входных параметров
  • передача данных между приложениями, разработанными в разных программных средах; и т.д.

"Погружение" слушателей в экономическую или управленческую задачу, с обсуждением разных вариантов их решения, дает возможность сделать интересным обсуждение технических деталей работы, например, в MS Excel, дает опыт выбора и применения адекватных инструментов, предлагаемых пакетом.

Нами разработаны мини-кейсы как по "нейтральным" экономическим задачам (для первых занятий), так и по специализированным ситуациям в конкретных областях (маркетинг, управление персоналом, финансовый менеджмент и др.). Сформирован банк таких задач для слушателей различного уровня и мотивации. Каждый кейс с одной стороны формулирует экономическую проблему. С другой стороны, решение каждого кейса предполагает рассмотрение определенной группы инструментов. По мере их изучения, последующие кейсы частично "охватывают" уже пройденные технологии. Также предлагаются контрольные задачи, поддержка которых предполагает использование всего комплекса инструментов MS Office.

Общая технология проведения занятия может быть следующая:

  • постановка экономической задачи, обсуждение экономической сути задачи
  • обсуждение мотивации выбора инструмента каждом этапе решения задачи
  • применение выбранных инструментов для решения проблем в рамках аудиторных занятий
  • самостоятельная "доработка" среды поддержки задачи. Обсуждение результата

Пример. Учет выполнения работ сотрудниками организации. Расчет вознаграждения сотрудников по результатам работ. Формирование расчетных документов сотрудников. Анализ деятельности организации по заранее нерегламентированным позициям. Анализ вариантов действий при различных входных условиях: например, подбор премиальных коэффициентов.

Технология реализации:

  • Учет выполнения работ сотрудниками организации. Расчет вознаграждения сотрудников по результатам работ. В среде MS Excel организация справочников, учетной таблицы. Знакомство с инструментами организации автоматизированного заполнения учетных таблиц на основе справочников. Инструменты: именованные блоки, проверка ввода данных, функции работы со ссылками и массивами, логические и статистические функции, адресация ячеек
  • Формирование расчетных документов сотрудников Формирование агрегированных таблиц (функции СУММЕСЛИ, СУММБД, сводные таблицы по одному или нескольким диапазонам консолидации). Совместная работа с MS WORD: технология слияния при внешнем источнике данных
  • Анализ деятельности организации по заранее нерегламентированным позициям. Формирование сводных таблиц, использование расчетов и группировок в сводных таблицах. Построение диаграмм. Выборка данных из учетной таблицы: автофильтр, расширенный фильтр
  • Анализ вариантов действий при различных входных условиях. Инструментарий "что-если"

Приведенный пример представляет собой обобщенную задачу, которую возможно рассматривать как сквозную на протяжении нескольких занятий.

Предлагаемый подход к обучению студентов-экономистов "от задачи", а не "от инструмента" позволяет дать студенту не только навыки использования инструментов пакета MS Office , но и опыт выбора оптимального инструментов для решения типовых экономических задач.


1
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 0800100 "Экономика", раздел "Требования к результатам освоения образовательных программ"


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta