home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ОБ ИННОВАЦИОННОМ ПОДХОДЕ К ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Овчинников Сергей Александрович (vchinnicov@ssea.runnet.ru)
доктор исторических наук, профессор
Cаратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов

Президент РФ Д.А.Медведев, выступая 12 февраля 2009 года на заседании Совета по развитию информационного общества, отметил, что «…по индексу развития так называемого электронного правительства мы были в 2005 году на 56-м месте, а в 2007 году достигли 92-го. О чём это говорит? Это говорит о том, что у нас никакого электронного правительства нет, всё это – химера. В рейтинге готовности стран к сетевому миру мы тоже на «почётном» 72-м месте.

По поводу электронного правительства… Мы уже пятый год переводим нашу работу на электронный вид… К сожалению, в этом смысле похвастаться нечем.

Отсутствуют и современные системы планирования, и современные системы финансово-управленческой отчётности…

Для граждан в большинстве случаев вообще ничего не изменилось. За редким исключением, нет вообще возможности отправить с личного компьютера никакого заявления или проследить за прохождением своей бумаги в том или ином ведомстве, получить электронную справку по системе электронного единого окна… Тем не менее, 9 февраля мною подписан закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Мы должны сделать так, чтобы он заработал в самое ближайшее время.

… Несмотря на кризисные сложности, мы должны в ближайшие два года создать и информационные, и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество».

Решение этих политически важных задач требует соответствующего кадрового обеспечения специалистами, способными обеспечить автоматизацию работы с документами, циркулирующими в органах власти, что имеет важнейшее значение для повышения эффективности деятельности, как отдельных учреждений, так и системы государственного управления в целом. Однако ситуация с освоением информационных и коммуникационных технологий сотрудниками органов власти и управления сегодня стала причиной обоснованного беспокойства российского общества, поскольку задачи современного общества можно решить, только применяя современные технологии.

В решении первой Всероссийской научно-практической конференции «Современный механизм управления регионом: Электронное правительство» (г. Калининград, 14 июля 2008 г.) отмечалось, что среди многих существующих проблем, сдерживающих реализацию проектов административной реформы и создания электронного правительства, общими для многих регионов и наиболее серьезными, требующими решения с участием федерального центра, являются недостаточность информационной поддержки процессов создания новых систем управления, слабая вовлеченность населения, отсутствие специальных проектов, повышающих лояльность социально значимых групп к этому процессу и недостаточная работа в сфере специализированной подготовки кадров.

Решением данной Конференции Саратовскому государственному социально-экономическому университету поручено подготовить предложения по проведению в 2009 году в Саратове конференции Образовательного проекта Всероссийского Центра стратегических компетенций по электронному правительству регионов с привлечением всех заинтересованных сторон для всестороннего изучения данного вопроса и выработки плана мероприятий по поддержке принятого решения.

Именно на решение этих и ряда других актуальных задач внедрения технологий электронного государственного управления нацелена разработанная нами впервые в вузах страны программа подготовки кадров на базе специальности 060500 «Документоведение и документационное обеспечение управления» со специализацией «Электронный документооборот и делопроизводство в органах государственной власти и местного самоуправления», что имеет повышенную актуальность и долгосрочную перспективу по востребованности кадров.

Развитие данного направления преследует достижение следующих целей:

  • кадровое обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления специалистами, способными поддерживать внедрение и эксплуатацию систем электронного делопроизводства и документооборота
  • подготовку специалистов для обеспечения документационного сопровождения внедрения электронной цифровой подписи, необходимого режима конфиденциальности и ведения документооборота в сфере оборота носителей ключевой информации
  • обучение будущих специалистов технологиям «раскрытия» информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления для обеспечения «прозрачности» их деятельности и реализации требований Федерального Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», принятого Государственной Думой 21 января 2009 года
  • подготовку кадров для организации работы по защите критически важных информационных ресурсов и поддержания устойчивости властной вертикали в условиях чрезвычайных ситуаций, предотвращения нанесения политического и экономического ущерба, дестабилизации общественно-политической ситуации из-за несанкционированного доступа к информации ограниченного доступа в органах государственной власти и местного самоуправления и другие

Для обеспечения эффективной подготовки специалистов данного профиля университет располагает необходимой учебно-научной базой и профессорско-преподавательским составом. В марте 2003 г. по решению Ученого совета университета на гуманитарном факультете была создана выпускающая кафедра "Документоведения и документационного обеспечения управления" (зав. кафедрой доктор исторических наук, профессор С.А.Овчинников). На кафедре работают пять докторов наук – профессоров, девять кандидатов наук – доцентов.

Кафедра оснащена современным оборудованием и компьютерной техникой. Для использования в учебном процессе приобретены необходимые программные продукты, создан учебный полигон, оснащенный компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием. Все дисциплины базовой специальности полностью обеспечены учебно-методическими комплексами, имеется более 100 видеопрезентаций, филиалы кафедры открыты в Саратовской торгово-промышленной палате, государственном архиве немцев Поволжья. Заключены договоры о научном сотрудничестве с рядом министерств Правительства Саратовской области, дирекцией многофункционального центра социального обслуживания жителей г. Саратова, администрацией областного пенсионного фонда, управлением Федеральной регистрационной службы и другими.

Состоялось три выпуска специалистов-документоведов, 19 человек получили дипломы с отличием, все выпускники трудоустроены по специальности. В 2009 г. 3 дипломные работы носят внедренческий характер и будут переданы организациямзаказчикам.

Кафедрой впервые в регионе были проведены четыре научно-практические конференции, посвященные информационной безопасности региона, сохранению культурного наследия, как элемента национальной безопасности России, экономической безопасности бизнеса, борьбе с коррупцией, подготовлено и выпущено 6 телевизионных и 12 радиопередач по проблематике, связанной с внедрение информационных технолгий в деятельность органов власти и обеспечения информационной безопасности.

За проводимую научно-исследовательскую и общественную работу коллектив кафедры получил признание на Всероссийском уровне и по ряду направлений научных исследований университет вышел на лидирующие позиции в стране, о чем свидетельствуют шесть Дипломов Комитета по информационной безопасности Государственной Думы РФ и Совета безопасности РФ, Почетная грамота Управления Федеральной службы технического и экспортного контроля в Приволжском федеральном округе, благодарность Министра внутренних дел РФ. Университет постоянно участвует в международных и российских научно-практических конференциях «Инфофорум», «Безопасность», «Гильдии управляющих документацией» и других.

Научно-исследовательская деятельность кафедры сконцентрирована в направлении решения такой актуальной и приоритетной проблемы, как научно-методическое и организационное обеспечение внедрения технологий т.н. «электронного правительства» и защиты информации в органах власти и местного самоуправления. В этих целях за три года аспирантами на кафедре подготовлено и защищено 6 кандидатских диссертаций (утверждены ВАК РФ), опубликовано более 150 научных работ.

Впервые в стране на базе специальности «Документационное обеспечение управления органов государственной власти и местного самоуправления по инициативе кафедры, поддержанной учебно-методическим объединением вузов, в университете открыто уникальное по своей сути и чрезвычайно востребованная в современных условиях новая специализация - «Документоведческая экспертиза в органах государственной власти и местного самоуправления». Специалисты такого профиля предназначены для работы в условиях внедрения технологий «одного окна», экспертизы НПА органов власти на коррупциогенность, решения проблем безопасности в сфере документационного обеспечения управления.

На кафедре создана и успешно действует единственная в стране научная школа по исследованию проблем региональной безопасности. По данному направлению защищены 22 кандидатские диссертации, выполнено 11 гос-бюджетных и хоздоговорных НИР, опубликовано более 200 научных работ, в том числе 7 книг, разработано более 20 учебно-методических пособий и лекционных курсов.

Реализуемая кафедрой организационная, научная и учебная деятельность позволила вести дальнейшее углубленное развертывания научно-исследовательской работы во взаимодействии с УФСБ, ГУВД Саратовской области по теоретической разработке актуальных проблем строительства региональной системы безопасности, решения вопросов обеспечения информационной безопасности в процессе внедрения электронного документооборота в ходе административной реформы, разработки предложений по профилактике компьютерной преступности, подготовки и переподготовки кадров по вопросам эффективного ведения документооборота в органах власти и местного самоуправления и защите служебной информации ограниченного доступа, антитеррористической подготовки кадров и другим.

На базе Саратовского государственного социально-экономического университета было проведено первое региональное совещание по вопросам защиты информации Его организатор - управление Гостехкомисии (ФСТЭК) Приволжского Федерального округа высоко оценили деятельность университета, наградив коллектив Почетной грамотой.

Кафедрой разработана «Концепция защиты информации ограниченного доступа в органах власти и местного самоуправления Саратовской области на 2004-2010 гг.», совместно с управлением ФСБ по Саратовской области проведены учебные занятия с членами Правительства области по вопросам защиты информации, составляющей государственную тайну, подготовлены и изданы 4 брошюры по данной проблематике.

Представители кафедры за последние годы 51 раз приняли участие в Международных и Всероссийских научно-практических конференциях (Великобритания, Хельсинки, Бельгия, Юж.Корея, Казахстан и др.). Активно развивается студенческая научная работа. Ежегодно издаются 2 выпуска кафедральных сборников научных работ с участием студентов. В 2009 г. 10 студенческих работ направлены для участия во 2-м Всероссийском конкурсе, 18 работ – в Областном конкурсе студенческих НИР.

Проводимая кафедрой работа, на наш взгляд, имеет повышенную политическую и практическую значимость в современных условиях, поскольку реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» и положений ФЗ РФ №8-ФЗ от 09.02.09 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления», по многим позициям выполняется нами инициативно в режиме «пилотного проекта».

Готовы поделиться с участниками конференции своим небольшим опытом в данной сфере. В своем докладе на конференции данный вопрос будет раскрыт более подробно.

С уважением,

Кавалер ордена «Почета»,
Заместитель председателя учебно-методического Центра по информационной безопасности Приволжского Федерального округа,
советник Правительства Саратовской области по информатизации региона,
проректор Саратовского государственного социально-экономического университета,
зав. кафедрой документационного обеспечения управления,
доктор исторических наук, профессор

С.А. Овчинников

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta