ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Пелевин Владимир Николаевич (sunright@rambler.ru)
соискатель
Соколова Елена Владимировна
соискатель
Матвеева Татьяна Анатольевна (matveeva-umc@yandex.ru)
д.пед.н., доцент
ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет-УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
Аннотация Рассматривается соотношение профессиональных и образовательных стандартов нового поколения. Подчеркивается значимость новой концепции образовательной деятельности по формированию профессиональных компетенций студентов.
THE IMPORTANCE OF PROFESSIONAL STANDARDS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS
Pelevin Vladimir (sunright@rambler.ru)
Post-graduate
Sokolova Elena
Post-graduate
Matveeva Tatyana (matveeva-umc@yandex.ru)
Doctor of Pedagogical Sciences, Assistant Professor
GOU VPO “Ural State Technical University-UPI named the first President of Russia B.N. Yeltsin”, Ekaterinburg
Annotation The ratio of professional and educational standards of new generation is considered. The importance of the new concept of educational activity on formation professional сompetence of students is emphasized.
Традиционная информационно-знаниевая парадигма образования, основанная на возможности трансляции целостного, непротиворечивого и полного знания, сегодня себя исчерпала.
Смена парадигмы образования сопровождается процессом переориентации оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность».
Профессиональная компетентность специалиста представляет собой интегрированную систему универсальных и профессиональных компетенций, обладающую сложными внутренними связями, зависимостью от времени, характеризующуюся различными уровнями. Профессиональная компетентность выпускника вуза определяет его социальную значимость, востребованность на рынке труда, мобильность и устойчивость к изменениям социально-экономических условий. Для выпускника технического вуза особое значение имеет его готовность к инновационной профессиональной деятельности.
Компетентностный подход в высшем образовании с неизбежностью влечет за собой требование трансформации действующих сегодня государственных образовательных стандартов второго поколения, практическое применение которых не способствует повышению конкурентоспособности российских вузов на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг, в сторону нового проектирования результатов образования с помощью метода моделирования и представления результатов образования как норм качества высшего образования.
Компетенции в качестве результата образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Повышение эффективности стандартизации образовательной деятельности в условиях реорганизации системы высшего образования России проявится в повышении конкурентоспособности российского образования, фундаментом чего являются конкурентоспособные высшие учебные заведения страны. Задачи стандартов — помочь им в обретении высоких конкурентных позиций в процессе интеграции России в мировое образовательное сообщество.
Принципиальным отличием ФГОС ВПО нового поколения и его разработки предполагается перенос акцента с предметно-дисциплинарной ориентации (при одновременном сохранении ее достоинств) на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса.
Поэтому необходимым начальным этапом разработки ФГОС ВПО того или иного направления подготовки студентов представляется наличие и использование соответствующих профессиональных стандартов, отражающих реальную ситуацию на современном и, в первую очередь, отечественном рынке труда.
Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) были предложены профессиональные стандарты по девяти ИТ-профессиям, в том числе менеджера информационных технологий, программиста, системного архитектора и др.
Для каждой профессии определено несколько квалификационных уровней. Например, для профессии «программист» – четыре уровня, для профессии «специалист по информационным системам» – пять уровней, для профессии «менеджер по продажам решений» – семь.
Для описания каждого уровня каждой профессии используется таблица, представляющая общие требования к профессии для данного уровня квалификации, должностные обязанности и соответствующие им основные умения и навыки, а также знания, необходимые для выполнения соответствующих должностных обязанностей.
В качестве примера приведем одну из должностных обязанностей программиста третьего квалификационного уровня под названием «Разработка кода программного продукта на основе готовых спецификаций».
Необходимые умения и навыки:
- Владеть основными методологиями процессов разработки программного обеспечения
- Оптимизировать программный код с использованием специализированных программных средств
- Осуществлять разработку программного обеспечения на современных языках программирования
- Осуществлять объектно-ориентированную разработку
Необходимые знания:
- Методологии разработки программного обеспечения
- Методы и технологии использования средств разработки для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества
- Объектно-ориентированная разработка
- Основные методы и средства эффективной разработки
- Особенности программирования обмена с окружающей средой
- Языки программирования и инструментарий разработки программного обеспечения на соответствующих языках
Хотя организация АП КИТ использует традиционную терминологию «необходимые умения и навыки», содержательная сторона приведенных формулировок более близка к компетентностному подходу.
Главное отличие макетов ФГОС от профессиональных стандартов, на наш взгляд, в фундаментальности и универсальности, присущих первому. ФГОС вбирает в себя профессиональные стандарты по группе профессий в обобщенном виде без излишней детализации.
Если для российской индустрии информационных технологий это был первый опыт формулирования рекомендаций образовательному сообществу, то международная индустрия во главе с Ассоциацией вычислительной техники (Association for Computing Machinery, ACM) ведет такую деятельность около пятидесяти лет. На текущий момент доступны рекомендации (www.acm.org/education/curricula-recommendations) по направлениям компьютерная инженерия (2004 г.), компьютерные науки (2008 г.), информационные системы (2006 г.), информационные технологии (2008 г.), программная инженерия (2004 г.) с заявленной частотой обновления не более пяти лет.
Далее попытаемся дать критический сравнительный анализ четырех документов (отечественного профессионального стандарта, рекомендаций международной Ассоциации вычислительной техники, макета ФГОС 2007 года и ГОС ВПО 2005 года, на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии» 230200) с точки зрения управления содержанием и формами образовательной деятельности выпускающей кафедры.
Первые два документа имеют неофициальный статус рекомендаций образовательному сообществу, последние документы являются официальными стандартами (хотя, строго говоря, ФГОС все еще находится в состоянии проекта), т.е. инструментом для обеспечения гарантированного уровня подготовки выпускников вуза по стране.
Далее представим себе вероятную последовательность действий среднестатистического преподавателя при подготовке рабочей программы и содержания аудиторных занятий по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Пусть речь идет о молодом преподавателе кафедры, на которой совсем недавно произошла ротация преподавательских кадров, т.е. временной зазор в 15 лет (с 1990 по 2005 год, когда наблюдался крайне малый приток молодежи в науку и образование) отдалил опытных советских ученых и педагогов, уходящих на пенсию от молодых, еще не успевших впитать в себя культуру и традиции предшественников. Не менее реальной является ситуация: молодой сотрудник вновь созданной кафедры.
Любой преподаватель, работающий над подготовкой нового для себя курса, например, «теория информационных процессов и систем», в первую очередь должен обратиться к образовательному стандарту соответствующего направления подготовки студентов. Если в стандартах второго поколения по многим дисциплинам представлена содержательная канва, то, судя по макетам ФГОС ВПО, в стандартах третьего поколения такая канва отсутствует, однако приведен перечень того, что студенты должны знать, уметь и чем владеть в результате изучения целого цикла дисциплин (в данном случае речь идет о базовой части профессионального цикла). Поэтому преподаватель будет вынужден искать необходимые источники информации и самостоятельно выбирать перечень тем, которые будут рассмотрены в его курсе.
Самое разумное на этом этапе – обратиться к профессиональным стандартам. В нашем примере – к рекомендациям, данным сообществом АП КИТ вузам. Ознакомившись с совокупностью таблиц, относящихся к должностным обязанностям системного аналитика третьего и четвертого уровней, можно увидеть там такие профессиональные задачи, как «Выбор и обоснование методов системного анализа» или «Анализ потребностей заказчика в сфере информатизации», где в графе «Необходимые знания» преподаватель обнаружит «Системный анализ». Понятно, что эти задачи относятся к рассматриваемой дисциплине. Несомненным источником для обогащения тематики практических занятий является графа «Основные умения и навыки». Тем не менее, наиболее полные и детальные сведения о минимальном обязательном списке тем, которые должны быть рассмотрены в рамках конкретной дисциплины, о количестве отведенных на ее изучение часов преподаватель найдет в ГОС ВПО II поколения.
Американский коллега, нашего преподавателя столкнувшись с подобной задачей, скорей всего обратится к рекомендациям международной ассоциации вычислительной техники (ACM) в области информационных систем (Model Curriculum and Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Information Systems). В этом документе он сможет найти перечень тем (TOPICS), как и в нашем ГОС ВПО, а также цели учебных занятий по этим темам (Learning Unit Goal). Например, по приведенной в качестве примера дисциплине цель выглядит следующим образом: ввести в теорию систем, качества и организационного моделирования и продемонстрировать их значимость для Информационных систем (to introduce systems theory, quality, and organizational modeling and demonstrate their relevance to information systems). Кроме этого преподаватель найдет шаблоны для формулировки видов аудиторной деятельности и поведенческих целей для различных уровней компетенций студентов.
Подводя итог проведенному анализу, а, также учитывая мнения коллег-преподавателей в области информационных систем, стоить отметить следующее.
Определенная свобода, которая может быть предоставлена вузам, с введением ФГОС ВПО, с одной стороны дает возможность «сильным» вузам легально внедрять свои инновационные образовательные траектории, с другой стороны будет сложно обеспечить минимальный базовый уровень подготовки и сопоставимость образовательных программ разных вузов страны, также провозглашенную требованиями Болонского процесса.
В то же время, при усилении взаимодействия представителей рынка труда, выдвигающих рекомендации к конечным результатам образовательной деятельности вуза, повышении открытости образовательных программ для внешней оценки, и, как следствие, усилении конкуренции среди вузов, возможен положительный эффект, проявляющийся в повышении ответственности вузов за качество подготовки выпускников, что потребует усиления роли методических советов, выпускающих кафедр и каждого преподавателя в согласованности действий по разработке и реализации образовательных программ.
Литература
- Матвеева, Т.А. Формирование профессиональной компетентности студента вуза в условиях информатизации образования: методология, теория, практика [Текст] / Т.А. Матвеева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 344 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Направление подготовки 230200 «Информационные системы». – Москва, 2005 / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://umk-itd.sutd.ru/index.php/gos
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230200 «Информационные системы и технологии». – Москва, 2007/ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://umk-itd.sutd.ru/index.php/fgos/fgosvpo230200
- Профессиональные стандарты в области ИТ. – Москва, 2007 / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.apkit.ru/committees/education /meetings / standarts.php
|