home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

О РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ИТ-ОТРАСЛИ *

Петухова Татьяна Петровна (inform@mail.osu.ru),
Шухман Александр Евгеньевич (alex58@mail.ru),
Морковина Эльвира Фаридовна (eliks@mail.ru)
доцент
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург

Аннотация
В работе приводится анализ содержания профильной подготовки бакалавров с использованием профессиональных стандартов для профессий ИТ-отрасли. Квалификационные требования профессиональных стандартов определяют содержание совокупности компетенций и могут рассматриваться в качестве основы образовательных стандартов нового поколения. На примере анализа профессиональных стандартов для профессий ИТ-индустрии предпринята попытка выявить структуру и определить содержание профессиональных технологических компетенций по уровням. В работе также показано, что реализация профильной подготовки по основным профессиям ИТ-области возможна за счет вариативной части основной образовательной программы по различным направлениям подготовки бакалавров.

В 2010 году российские вузы начнут подготовку студентов по новым федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. Одной из отличительных особенностей новых стандартов в сравнении со стандартами второго поколения является отсутствие жестких требований к содержанию подготовки. Раздел стандарта, который включает требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы (ООП), заменен разделом, описывающим требования к структуре ООП. Несмотря на обоснованную критику (Сухомлин В. А.) [1] эти нововведения для подготовки ИТ-специалистов могут привести к положительным результатам, поскольку дают возможность более гибко формировать основные образовательные программы, актуализировать их содержание по мере необходимости.

Принятая концепция проектирования образовательных программ подготовки бакалавров по ФГОС ВПО третьего поколения, разработанная УМО по классическому университетскому образованию (Салецкий А. М., Тихомиров В. В. Сазонов Б. А. и др.) [2], предполагает профилизацию программ бакалавриата за счет вариативной части учебного плана. По каждому направлению подготовки определяется список реализуемых профилей. На момент написания статьи нормативными документами не определен порядок пополнения списка. Однако, наиболее вероятно, что новые профильные образовательные программы будут утверждаться УМО по конкретному направлению. По каждому профилю будет утверждена примерная основная образовательная программа, определяющая как базовую, так и вариативную часть, за исключением вузовского компонента, представленного, в основном, курсами по выбору студента.

Профили подготовки, которые предлагаются в опубликованных проектах стандартов направлений подготовки из укрупненной группы 010000 Физико-математические науки и фундаментальная информатика [3], практически полностью соответствуют магистерским программам. Однако предполагается, что при полном переходе на многоуровневую систему высшего профессионального образования 20-25% бакалавров будут продолжать обучение в магистратуре.

Большая часть выпускников бакалавриата должна быть готова к практической деятельности в индустрии в соответствии с выбранным профилем. В больших мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Перми, Самаре и др. ключевой в адаптации выпускников к требованиям работодателей является система дополнительного образования, существующая, в основном, в форме практико-ориентированных сертификационных курсов по программам производителей аппаратного и программного обеспечения (вендоров). Однако в менее крупных городах у выпускников пока нет возможности получить дополнительное послевузовское образование в области современных информационных технологий. С каждым годом все больше возможностей реализуется в системе дистанционного обучения: развиваются проекты Интернет-университета информационных технологий [4], Виртуального национального университета ИТ-образования [5], но преимущества очного общения студента с преподавателем вряд ли следует оспаривать.

Мы предлагаем сформировать профили подготовки бакалавров в соответствии с основными профессиями ИТ-индустрии. При этом при разработке содержания предлагается использовать профессиональные стандарты отрасли ИТ, созданные в 2007 году коллективом под руководством проректора ГУ ВШЭ проф. В. В. Никитина при содействии организаций-участников Ассоциации Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ) [6].

Профессиональные стандарты были неоднозначно восприняты в академической среде. Президиум УМС по прикладной математике и информатике выступил с резкой критикой содержания стандартов и заявил о нецелесообразности их применения при разработке ФГОС ВПО [7]. С другой стороны, имеется удачный опыт использования профессиональных стандартов при разработке ФГОС ВПО по направлениям «Прикладная информатика» [8] и «Программная инженерия» [9].

По нашему мнению, профессиональные стандарты, безусловно, не могут служить единственным источником для формирования содержания подготовки бакалавров. Проекты стандартов по направлениям подготовки 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии и 010500 Прикладная математика и информатика разработаны с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта на основе международных рекомендаций и могут обеспечить более высокий уровень профессиональной компетентности, чем набор знаний и умений, представленный в профессиональных стандартах.

Тем не менее, в базовой части образовательной программы присутствует лишь ограниченный набор дисциплин, обеспечивающих формирование общепрофессиональных базовых компетенций. Так в проекте стандарта направления подготовки 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии в базовой части профессионального цикла отсутствуют такие дисциплины, как «Информационная безопасность», «Параллельные вычислительные технологии», «Системное администрирование», формирующие базовые компетенции, необходимые для большинства специалистов. Это означает, что при неудачном формировании содержания вариативной части, выпускники не смогут выполнять некоторые должностные обязанности, предусмотренные профессиональными стандартами.

Мы предлагаем рассматривать содержание профессиональных стандартов, в первую очередь, как обязательный минимум содержания образования по соответствующей профессии. Положительное значение для разработки профильных программ бакалавриата имеет сделанный авторами профессиональных стандартов отбор наиболее массовых и востребованных профессий в области информационных технологий. Для реализации профилей предлагается использовать шесть основных профессий:

  1. Программист (профиль «разработка программного обеспечения»)
  2. Системный аналитик (профиль «математическое моделирование и управление»)
  3. Администратор баз данных (профиль «разработка и администрирование баз данных»)
  4. Специалист по информационным системам (профиль «разработка и внедрение информационных систем»)
  5. Специалист по информационным ресурсам (профиль «разработка информационных ресурсов»)
  6. Специалист по администрированию информационных систем (профиль «администрирование информационных систем»)

Другие профессии могут осваиваться либо только на уровне магистерских программ (системный архитектор, менеджер информационных технологий), либо на направлениях подготовки из других укрупненных групп.

При разработке образовательных программ в соответствии со стандартами третьего поколения используется компетентностный подход, что делает невозможным непосредственное использование профессиональных стандартов для определения содержания профессионального образования. Связано это с тем, что в качестве квалификационных характеристик в профессиональных стандартах используются знания, умения и навыки, а не интегрированные компетенции. Количество различных знаний, умений и навыков очень велико, они не образуют систему, не выделены общие компетенции для всех профессий и специализированные компетенции. Более целесообразно выделить более крупные единицы – профессиональные компетенции, при этом конкретные знания, умения и навыки могут быть отнесены к определенному уровню некоторой компетенции.

На основе анализа профессиональных стандартов в области информационных технологий нами была сформирована структура и определено содержание профессиональных технологических компетенций по уровням для системы профессионального образования. Основной целью разработки было создание системы компетенций в области информационных технологий, соответствующей, с одной стороны профессиональным стандартам, с другой стороны – стандартам высшего профессионального образования. Для этого содержание компетенций было сформулировано в терминах знаний, умений и навыков из профессиональных стандартов, а также было установлено соответствие разработанных компетенций и компетенций высшего профессионального образования [10].

Для разработки содержания профилей подготовки бакалавров была построена матрица соответствия профессий и определенных уровней профессиональных технологических компетенций (табл. 1). Матрица позволяет выявить набор компетенций, которые должны быть сформированы образовательной программой по конкретному профилю. На основе этого набора компетенций становится возможным определить дисциплины вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы.

Для каждой компетенции были выделены знания, умения и навыки по четырем уровням.

Первый уровень – ознакомительный, предусматривает знакомство с основным кругом вопросов в данной компетенции, выполнение деятельности, не требующей глубокого понимания проблем, в основном, по образцу, по готовым инструкциям, фактически не предусматривающей принятия самостоятельных решений.

Второй уровень – базовый, предполагает широкое использование знаний в данной компетенции на практике, в основном, в стандартных ситуациях, в соответствии с существующими регламентами, предусматривает ответственность исполнителя за свои действия, ограниченную самостоятельность в принятии решений.

Третий уровень – углубленный, предполагает деятельность, связанную с решением проблем в нестандартных ситуациях, контролем и коррекцией действий подчиненных, предусматривает ответственность за действия группы исполнителей, достаточную самостоятельность в принятии решений.

Четвертый уровень – креативный, предполагает деятельность в области методологии и разработки общих принципов данной компетенции, принятие принципиальных решений, влияющих в целом на деятельность организации, управление коллективом исполнителей, предусматривает ответственность за действия коллектива, высокую самостоятельность в принятии решений.

В табл. 1 приведено содержание всех разработанных обобщенных компетенций по четырем уровням. Компоненты, соответствующие первому уровню выделены зеленым цветом, второму уровню – красным, третьему уровню – желтым и четвертому уровню – синим цветом. Римскими цифрами обозначен квалификационный уровень профессии.

На основе анализа проектов стандартов ФГОС ВПО разработана структура профильной подготовки по основным профессиям ИТ-индустрии и технология ее реализации за счет вариативной части ООП по различным направлениям подготовки бакалавров.

Вариативная часть профессионального цикла по направлениям укрупненной группы 010000 Физико-математические науки и фундаментальная информатика имеет трудоемкость около 50 зачетных единиц. Мы предлагаем разделить дисциплины в этой части на двегруппы: профильные дисциплины и вузовский компонент (курсы по выбору студента) в соотношении 3:2. Профильные дисциплины делятся на общие для всех профилей (10 зачетных единиц) и специальные (20 зачетных единиц).

Соответствие уровней компетенций квалификационным уровням профессий в ИТ-отрасли
Компетенции Администратор баз данных Программист Системный аналитик Специалист по информационным ресурсам Специалист по информационным системам Специалист по администрированию информационных систем
II III IV V I II III IV II III IV V I II III IV V I II III IV V I II III IV V
Управление проектами 1 2 3 4   1 2 3     1 2     1 2 3     2 3 4     2 3 4
Управление персоналом   1 3 4     1 2   1 2 3   1 2 3 4   1 2 3 4     1 3 4
Взаимодействие с пользователями и заказчиками             2 2 2 2 2 4   1 2 3 4 1 1 2 3 4 1 1 2 3 3
Анализ и моделирование бизнес-процессов                 1 2 4 4             2 3 4 4     2 3 4
Управление ресурсами                     3 4     1 1 1             1 2 3 4
Сбор и анализ требований к ПО         2 3 3 4                   1 1 1 1 1          
Проектирование ПО         1 2 2 2                   1 1 1 2 3          
Разработка ПО         2 3 3 4                   1 1 2 3 4          
Управление качеством ПО         2 2 4 4                       3 3 3          
Тестирование и отладка ПО         2 3 3 4             3 3 3 1 2 3 3 4          
Информационная безопасность 2 2 2 2           2 3 4                         2 3 4
Проектирование и применение баз данных 1 2 3 4                                              
Администрирование информационных систем                                   1 2 2 2 2 1 2 3 4 4
Эксплуатация вычислительной техники и компьютерных сетей                         1 2 2 2 2           1 2 3 4 4
Разработка информационных ресурсов                         1 2 3 4 4                    

Общие профильные дисциплины («Информационная безопасность», «Параллельные вычислительные технологии», «Системное администрирование») дополняют дисциплины базовой части профессионального цикла. Специальные профильные дисциплины (6-7 дисциплин) формируют специфические для данного профиля компетенции. Курсы по выбору студента (6-7 дисциплин) дают возможность студенту либо изучить дисциплины из других профилей подготовки, либо углубить свои знания в области специальных технологий, например, освоить авторизованные программы вендоров [11].

Примерная основная образовательная программа по конкретному профилю подготовки кроме описания содержания профильных дисциплин должна содержать перечень рекомендованных курсов по выбору, как из профессионального цикла, так и из других циклов ООП. Так в математический и естественнонаучный цикл для профиля «разработка информационных ресурсов» целесообразно включить дисциплины «Теория информации», «Методы сжатия данных», «Физиологические основы восприятия звуковой и визуальной информации», для профиля «Администрирование информационных систем» – «Математические основы криптографии», «Теория кодирования», «Физические основы сетей передачи данных» и т.д. Для всех выпускников, ориентированных на практическую работу в индустрии, необходима подготовка в области экономики, менеджмента и социальной психологии. Профессиональные стандарты требуют от специалистов не просто знания иностранного языка, но и навыков технического перевода.

В профессиональных стандартах часто встречаются требования к опыту работы в коллективе. В связи с этим, примерная основная образовательная программа по профилю должна предусматривать специализированную учебную практику, ориентированную на коллективную работу в малых группах.

В ближайшее время после публикации проектов ФГОС ВПО по другим направлениям подготовки планируется провести их анализ и определить профили подготовки, соответствующие профессиям в ИТ-индустрии, которые возможно реализовать по каждому из направлений подготовки.

К 1 ноября 2009 года будет полностью разработано содержание и рабочие программы дисциплин подготовки по пилотным профилям в рамках направлений 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии и 010500 Прикладная математика и информатика.

Для структурирования дисциплин подготовки будет использован блочно-модульный подход. Он позволит гибко встраивать профили в различные программы подготовки бакалавров. Рабочие программы дисциплин подготовки будут разработаны с использованием системы зачетных единиц ECTS. Результаты обучения будут сформулированы в терминах профессиональных технологических компетенций.

С 1 сентября 2010 года планируется начать апробацию разработанных основных образовательных программ на математическом факультете Оренбургского государственного университета.

Литература

  1. Сухомлин, В. А.. Профессиональные стандарты и образование. Перпендикулярный взгляд. – М.: ВМиК МГУ им. Ломоносова, МАКС пресс. 2008.– 80 с.
  2. Предложения по дальнейшему развитию системы классификации и стандартизации высшего профессионального образования в России / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Н. И. Максимов, Б. А. Сазонов, А. М. Салецкий, В. В. Тихомиров– М.:Изд-во МГУ, 2005 – 131 с.
  3. ИТ-образование в России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.it-edu.ru/
  4. Интернет-университет информационных технологий. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.intuit.ru/
  5. Сухомлин, В. А. Виртуальный национальный университет IT-образования: от концепций к реализации // Прикладная информатика. – № 3, 2008.– С. 89-115
  6. Профессиональные стандарты в области информационных технологий [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.apkit.ru/2009/default.htm?artID=5573
  7. Решения Пленума учебно-методического Совета по прикладной математике и информатике, информационным технологиям. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://it-edu.ru/index.php/Служебная:О_консорциуме/?page_id=69
  8. Тельнов, Ю. Ф. Разработка Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения по направлению «Прикладная информатика» на основе профессионального стандарта «Специалист по информационным системам» / Профессиональные стандарты в области информационных технологий. –М.:АПКИТ, 2008. – С.33-34
  9. Авдошин, С. М. Об опыте использования профессиональных стандартов при формировании учебных образовательных программ по направлению 230400 «Программная инженерия». / Профессиональные стандарты в области информационных технологий. –М.:АПКИТ, 2008. – С.35-44
  10. Шухман А. Е., Морковина Э. Ф. Разработка структуры и содержания профессиональных компетенций IT-специалистов на основе профессиональных стандартов. // Ученые записки ИИО РАО. Вып.25. – М.:ИИО РАО, 2007. – С. 113 -119.
  11. Шухман А. Е., Милохин Д. Б. Подходы к интеграции авторизованных учебных курсов ведущих производителей программного обеспечения в российскую систему образования // Шестая открытая Всероссийская конференция «Преподавание ИТ в Российской Федерации» 12-13 мая 2008 г., Нижний Новгород – Нижний Новгород: ННГУ, 2008. С.52-56
* Исследования выполнены при поддержке Федерального агентства по образованию в рамках реализации аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2010 годы) (№ 3.1.1/2526).

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta