РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ
Поляков Виктор Павлович (polvikpal@mail.ru)
ФГОУ ВПО "Финансовая академия при Правительстве РФ", г. Москва
Аннотация Обеспечение компетентностного подхода в процессе перехода на многоступенчатую систему обучения в вузе требует корректировки содержания и организации информационной подготовки будущих экономистов. Её основу должна составлять экономическая информатика, дополняемая модулями дисциплин по выбору студентов, что должно способствовать фундаментальности и гибкости информационной подготовки.
DEVELOPMENT OF INFORMATION PREPARATION OF BACHELORS-ECONOMISTS
Polyakov Victor (polvikpal@mail.ru)
Finance Academy under the Government of the Russian Federation, Moscow
Annotation Maintenance competence in the course of transition to multistage system of training in high school demands updating of the maintenance and the organisation of information preparation of the future economists. The economic computer science supplemented with modules of disciplines for choice of students that should promote fundamental nature and flexibility of information preparation should make its basis.
Реалии постиндустриального общества настоятельно требуют повышение уровня информационной подготовки экономистов, подготавливаемых в системе высшего профессионального образования и обеспечивающего их основные компетенции: общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные, профессиональные. Без них невозможно добиться успехов в бизнесе в условиях современных рыночных отношений и угроз экономической безопасности, обеспечить конкурентноспособность товаров и услуг, эффективность управления организационных систем любого типа и уровня, реализацию концепции непрерывного самосовершенствования и самообразования личности.
Компетентностный подход при оценке качества подготовки специалистов заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в социуме, производственном и научном сообществах. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать задачи различной сложности на основе имеющихся знаний; компетенции, в свою очередь, представляют собой совокупность способностей реализации своего потенциала (знаний, умений, опыта) для успешной производственной и творческой деятельности с учетом понимания проблемы, представления прогнозируемых результатов, вскрытия причин, затрудняющих деятельность, предложения средств для устранения причин, осуществления необходимых действий и оценки прогнозируемых результатов.
Будущий экономист должен быть способен эффективно использовать современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) для того, чтобы приобретать и использовать в практической деятельности новые знания, умения и навыки, в том числе в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять собственное научное мировоззрение, работать с информацией из различных источников, иметь прочные коммуникативные навыки, обеспечивающие способность и готовность к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям.
Информационная подготовка, направленная на формирование у обучаемых знаний, умений и навыков по применению информационных и коммуникационных технологий в их образовательной деятельности, социальном становлении, профессиональной реализации выступает в системе экономического образования в качестве одного из важнейших видов подготовки будущих специалистов. Информационная подготовка должна обеспечить, в первую очередь, формирование экономистов – пользователей ИКТ, способных адаптировать, внедрять, анализировать и сопровождать профессионально ориентированные компьютерные технологии.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта третьего поколения уровень информационной подготовки будущего экономиста должен обеспечивать использование баз данных экономической информации, умение подготавливать информацию для принятия управленческих решений в рамках профессиональной деятельности, составления перспективных, текущих и оперативных прогнозов, планов, бюджетов, анализа и контроля хода выполнения планов и бюджетов, осуществления контроля за исполнением финансовой дисциплины, анализа и оценки рисков, оценки эффективности использования ресурсов.
Информационная подготовка выступает как важнейшее средство формирования информационной культуры будущего экономиста, которая может быть представлена как относительно целостная подсистема его общей и профессиональной культуры. Информационная культура предполагает проникновение в суть процессов компьютерной обработки информации, что, в свою очередь предполагает умение применять различные виды формализации задач, широко использовать компьютерное моделирование для изучения различных объектов и явлений, формулировать задачи для их решения на компьютере, анализировать полученные результаты, проводить вычислительный эксперимент и т.п. Важным элементом информационной культуры человека, владеющего средствами ИКТ, является его способность предвидеть последствия действий в виртуальном мире компьютерных технологий и телекоммуникаций, обеспечивать информационную безопасность, соблюдать морально-этические нормы информационного взаимодействия [1].
В качестве основы информационной подготовки будущих экономистов на вузовском этапе выступает экономическая информатика, как наука об информационных процессах в сфере экономики, методах и средствах, применяющихся для подготовки и принятия решений в управлении, экономике и бизнесе, финансово-кредитной сфере. Экономическая информатика актуализирует основные ключевые понятия и сущность информационных процессов и технологий с учетом предметной области – экономики, изучает основы построения и функционирования информационных систем, методы и средства работы с информацией и обработки данных.
С учетом непрерывности информационной подготовки изучение экономической информатики в вузе базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных обучаемыми ранее при изучении предмета «Информатика» по программе средней школы, а также при изучении математических дисциплин по программам вуза, что, в свою очередь, требует определенной синхронизации и должно способствовать закреплению полученных теоретических знаний, а также развитию практических навыков формализации и решения экономических задач с применением компьютерных технологий.
Знания, полученные в результате изучения основных положений по организации обработки экономической информации в системах организационно-экономического управления должны обеспечить эффективное использование возможностей современных компьютерных технологий и телекоммуникаций для решения задач, возникающих в процессе обучения в вузе и в предметной области будущей профессиональной деятельности. Обучаемые должны иметь прочные навыки по подготовке сложных структурированных экономических текстовых документов, формализации и решению с применением методов математики, теории вероятностей и статистики типовых расчетных экономических задач, созданию пользовательских баз данных, работы со справочными правовыми системами [2].
Структура и содержание курса "Экономическая информатика" должны разрабатываться с учетом требований ГОС ВПО, которым предусматривается перечень обязательных для изучения дисциплин (базовая часть) и дисциплин по выбору (вариативная часть), что обеспечивает определенную гибкость при выборе траектории обучения.
Так, в учебных планах будущих финансистов, учебная дисциплина "Экономическая информатика", которая включена в вариативную часть вуза В.2.1 ГОС ВПО, в математическом цикле является базовой. Дисциплины по выбору студентов включены в вариативную часть В.2.2. Это могут быть такие дисциплины, как "Поиск и обработка экономической информации средствами Интернет и офисных приложений", "Технологии подготовки экономических документов", "Программирование в MS Office", "Электронный документооборот", "Основы работы в системе MATLAB", "Использование MATLAB для решения математических и финансовых задач", "Объектно-ориентированное программирование", "Введение в базы данных» и другие.
При отборе содержания базового курса и дисциплин по выбору следует исходить из того, что студенты уже владеют основами информатики в объеме требований государственного образовательного стандарта для среднего образования. Поэтому дисциплины информационного цикла должны отражать только те вопросы, которые развивают и углубляют знания информатики и компьютерных технологий в части их применения для решения экономических задач, и формируют соответствующие компетенции бакалавра экономики. При этом должны учитываться требования стандартов и программ изучения информатики, сформированных различными структурами, таких как [3]:
- программы по сертификации навыков владения персональным компьютером ECDL (The European Computer Driving Licence standard of competence)
- учебный план по информатике IFIP/UNESCO Informatics Curriculum Framework 2000 (ICF-2000), разработанный Международной федерацией по обработке информации (IFIP) под эгидой ЮНЕСКО
- предложения и программы подготовки бакалавров и магистров по направлению 511900 «Информационные технологии», разработанные Сетевым консорциумом под руководством В.А. Сухомлина
- требования международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров в области информационных систем и информационных технологий
Особое внимание должно быть уделено междисциплинарным связям, для чего в рамках экономической информатики и других дисциплин информационного цикла должны быть включены материалы для изучения технологий решения типовых экономических задач на основе математических, статистических и вероятностных моделей, а так же задач финансовой математики.
Теоретические знания и практические навыки по использованию средств вычислительной техники и программного обеспечения для организации обработки экономической информации и решения задач с использованием экономико-математических методов, полученные студентами при изучении экономической информатики, должны быть использованы в процессе изучения других дисциплин учебного плана, при подготовке курсовых и дипломных работ, в научной студенческой работе.
Совершенствование информационной подготовки будущих бакалавров-экономистов осуществляется с применением форм учебной работы, дополнительным к основным. К ним относится участие в конкурсах на знание справочных правовых систем КонсультантПлюс и Гарант, в традиционных Международных Олимпиадах по программированию учетно-аналитических задач, Всероссийских профессиональных конкурсах по использованию "1С:Бухгалтерии".
Литература
- Поляков В.П. Информационная подготовка и информационная культура специалиста // Сб. статей. 1-я Международная Интернет-конференция "Информационные и коммуникационные технологии как инструмент повышения качества профессионального образования". – Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. – С. 43 – 49
- Мельников П.П., Поляков В.П. К вопросу о формировании учебной программы дисциплины "Экономическая информатика" для подготовки бакалавров // Сб. докладов и выступлений участников 9-й МНПК "НИТ в образовании: Комплексная модернизация процесса обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий 1С". – М.: Финакадемия, 2009, с.172 – 177
- Сухомлин В.А. ИТ–образование: концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации.– М.: Горячая линия-Телеком, 2005. – 175 с
|