home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Полякова Ольга Андреевна (inteltech@inteltech.org)
к.т.н.
Мухин Олег Игоревич (moi@stratum.ac.ru)
Мухин Кирилл Олегович (travis182@list.ru)
Пермский Государственный Технический Университет, г. Пермь

Аннотация
В статье представлены инновационный подход к организации современного образовательного процесса в вузе с помощью технологии модельного обучения и применения различных педагогических жанров.

Образовательный процесс хорошо организован и продуктивен только тогда, когда он опирается на технологию. Так как технология по определению обеспечивает результат в заданные сроки, с заранее объявленным качеством и затратами, то технологически поддержанный процесс, безусловно, выгоден при обучении, особенно техническим дисциплинам, традиционно отличающимися сложностью и неопределенностью результата. Очевидно, что компьютерная технология сегодня будет востребованной и инновационной только в том случае, если она порождает новые формы, а также если эти формы поддержаны педагогической технологией.

Технология обучения, чтобы быть удобной и понятной, должна обладать некоторым подобием процессу мышления, опираться на инструмент, соответствующий структуре мысли, предоставлять естественный интерфейс и быть экономичной, чтобы пользователь хотел ей пользоваться.

Основой технологии является замещение объекта из реальности компьютерной интерактивной моделью, которая находится в отношении подобия с объектом реальности. Компьютерная модель должна имитировать функционирование объектов из реальности, то есть являться не только информацией, но и сущностью, способной к проявлению свойств, отраженных в ее записи.

Модель должна дополняться системой принятия решений о правильности действий обучаемого, то есть моделью экспертной системы, которой преподаватель делегирует некоторые собственные функции по контролю и обучению. Такая модель осуществляет функцию мониторинга действий учащегося, производимых им на экране средствами, предоставляемыми входным интерфейсом основной модели. Фактически экспертная система - это модель преподавателя и то, насколько она развита, определяет ее интеллектуальность поведения в процессе обучения учащегося.

В классической технологии преподаватель имеет возможность выбирать форму проведения занятий из множества проверенных временем - лекция, семинар, лабораторная работа, практическое занятие, курсовая работа, контрольная работа, консультация и так далее. Опытный преподаватель виртуозно применяет эти формы в зависимости от ситуации и достигает требуемого результата. Таким образом, изучаемая дисциплина должна быть представлена системой моделей, связанных между собой причинно-следственными связями. Хороший интерактивный курс должен обеспечить обучаемых управляемыми демонстрациями, упражнениями, лабораторными работами, задачами, репетиторами, тестами, виртуальными стендами для конструирования.

При переносе учебного материала из классической системы в систему образования с использованием компьютерных средств преподаватель ищет адекватные средства и нуждается в соответствующих инструментах, с помощью которых реализуют соответствующие формы классического занятия в электронном виде. Обучение тем эффективнее, чем более точным будет такой переход.

В представленной технологии любая задача дисциплины представляет собой (с точки зрения технологии) цепь преобразований и включает в себя несколько моделей, связанных между собой последовательно, иерархически и параллельно. С методической точки зрения любая такая цепочка может играть роль демонстрации, теста, тренажера, лабораторной работы, упражнения, репетитора. Правильно выстраивая ряд интерактивных моделей, придавая им различную форму, преподаватель может варьировать учебный процесс, управлять им.

Обучение начинается с простейших форм (демонстрация) и заканчивается высшей формой - конструирование. На каждой стадии процесс обучения реализует цикл - выработка навыка, контроль. Контроль, как и предъявление материала, варьируется по сложности. Величина и количество циклов также может легко варьироваться. Обучаемому набор моделей представляется в виде виртуального мира, в котором ему следует принимать решения. Процесс обучения в такой постановке становится намного более динамичным. Управляя, наблюдая, конструируя, решая задачи, обучаемый приобретает опыт, обучается, формирует знания и навыки.

Таким образом, при использовании в учебном процессе интерактивных форм обучения студент может активно взаимодействовать с виртуальными объектами учебной дисциплины, управлять моделями, конструировать из них системы, ставить опыты на компьютерных моделях, решать задачи и таким образом творчески приобретать знания. Преподаватель на всех этапах обучения может взаимодействовать с учащимися в режиме ведения лабораторной работы, семинара, конференции, экзамена, лекции, консультации и в случае необходимости корректировать деятельность обучаемого в ходе учебного процесса, может самостоятельно подготовить компьютерный курс, включающий интерактивные модели, задачи, тесты, демонстрации, лекции, лабораторные работы.


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta