home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» СТУДЕНТАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Штанюк Антон Александрович (shtan@land.ru)
к.т.н., доцент каф. информационных систем и информационного менеджмента

Павлова Ирина Александровна
к.э.н, старший преподаватель кафедры экономического анализа и антикризисного управления
Нижегородский коммерческий институт

Дисциплина «Информационные технологии» (ИТ) изучается студентами специальности «Информационные системы в экономике» на втором курсе. Она относится к общепрофессиональным дисциплинам и имеет солидный объем (почти 100 часов). При изучении дисциплины ИТ студенты посещают лекции, практические занятия и выполняют курсовую работу.

Первое, с чем сталкивается преподаватель, ведущий эту дисциплину, - размытость самого понятия «Информационные технологии». До сих пор не существует общепринятого определения данного термина. Многочисленные источники дают различные его толкования. В толковом словаре по информационной технологии "Dictionary of Information Technology" (1982 г.) говорится, что информационная технология - это получение, обработка, хранение и передача графической, текстовой, цифровой, аудио- и видео- информации на основе микроэлектронных средств вычислительной техники и связи [1].

В толковом словаре по вычислительной технике "Dictionary of computing" (1983 г.) под информационной технологией понимают область человеческой деятельности, связанную с созданием систем и устройств для обработки и передачи информации [2].

В другом толковом словаре по вычислительной технике "Dictionary of computing" (1986 г.) под информационной технологией подразумевают любую форму технологии, т.е. любые средства, используемые человеком, для обработки информации [3].

В "Математическом энциклопедическом словаре" говорится, что "Информационная технология - создаваемая прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения. Информационная технология всегда являлась неотъемлемой и существенной частью человеческой цивилизации, и ее многовековое развитие взаимообусловливало параллельное развитие производства, науки, искусства и образования" [4].

Обратимся к современному определению, размещенному в свободной энциклопедии («Википедии»): «ИТ – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники. В настоящее время, под информационными технологиями, чаще всего, понимают компьютерные технологии» [5].

Наконец, учебник «Информационные системы в экономике» [6], трактует ИТ как «комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных параметров объекта управления».

Таким образом, невозможно дать четкое определение названию курса ИТ. Обратимся теперь к его содержанию.

Основным документом, определяющим содержимое разделов курса является Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования [8]. Если внимательно проанализировать в этом Стандарте предлагаемые разделы, то мы столкнемся с массой вопросов. Как, например, понимать такой текст: «Классификация информационных технологий; предметная технология; информационная технология; обеспечивающие и функциональные информационные технологии; понятие распределенной функциональной информационной технологии;», в котором слово «технология» употребляется в различных сочетаниях с другими общими словами типа «предметная», «функциональная». И это в то время, когда современный специалист остро нуждается в практических навыках, знаниях, максимально востребованных на рынке труда.

Многое из того, что перечислено в Стандарте в разделе ИТ, на самом деле относится к содержанию других дисциплин и будет читаться студентам на старших курсах. Сюда можно отнести сетевую технологию «клиент-сервер», организацию работы электронной почты, корпоративные информационные системы, мультимедийные технологии. Можно сделать вывод, что включение этих и других разделов в курс ИТ, неизбежно придаст ему ознакомительный характер и не позволит глубоко раскрыть сущность этих (и многих других) современных понятий информационной науки. Кроме того, многие разделы Стандарта (включая все ту же электронную почту) давно освоены студентами и используются в повседневной жизни.

В то же время, нашему образованию не хватает курсов практической направленности. На рынке труда пользуются большим спросом специалисты, владеющие различными инструментариями – от пакетов прикладных программ типа 1C до средств разработки приложений.

Обратимся к таблице самых востребованных специальностей на рынке труда в г. Москва за 2007 год [7]. На втором месте после бухгалтера находится разработчик программного обеспечения. В первой двадцатке можно встретить ИТ-инженера (16 позиция) и системного администратора (20 позиция). Все три перечисленные специальности носят практическую направленность, работодатели готовы платить приличные зарплаты в том случае, если специалист может немедленно включиться в работу. А для этого мало иметь широкий кругозор, необходимо уверенно владеть практическими навыками.

Если говорить о нашем городе, то наибольшем спросом пользуются разработчики 1С, а также люди, знающие языки программирования С++ и C#, а также свободно владеющие разговорным английским языком.

Можно ли придать курсу ИТ практический характер?

Если следовать основному направлению в определении ИТ, как процессу обработки информации в компьютерных системах, то следует признать, что студент должен научиться прежде всего умению обращаться с конкретными данными, ради обработки которых и создаются различные информационные системы. Традиционная информатика говорит об абстрактных данных типа «целое число», «массив вещественных чисел» и т.д. Тоже самое можно сказать и об основах алгоритмизации – они, как правило, оторваны от реальной предметной области и оперируют просто «массивами» чисел. Поэтому, задача курса ИТ заключается в развитии специальных навыков у студентов, позволяющих им строить модели предметной области, формировать и организовывать данные, применять для обработки данных адекватные алгоритмы. Отдельной задачей курса можно назвать проектирование пользовательских интерфейсов, облегчающих взаимодействие пользователей с программами. Иными словами, курс ИТ должен включать занятия по программированию на современных языках разработки информационных систем различного назначения, в том числе и экономических, под перспективные программные платформы типа .NET.

Вопросы, перечисленные в Стандарте должны изучаться для формирования у студентов современной информационной культуры, расширения горизонта знаний. В учебном процессе рекомендуется использовать этот материал для самостоятельной работы, написания различных рефератов, контрольных работ. Однако, наряду с ними должны изучаться основы разработки информационных систем, закладываться практические навыки работы в интегрированных средах.

После знакомства с процессом разработки на языках С++, Java или С# и с современными IDE типа Microsoft Visual Studio, и выполнив курсовую работу, тема которой привязана к реальной предметной области, студент приобретает импульс, позволяющий ему совершенствовать навыки в разработке информационных систем с применением различных технологий и тем самым повышать свою стоимость на рынке труда.

Хочется надеяться, что разработчики Стандарта в будущем учтут многочисленные пожелания преподавателей высшей школы и внесут изменения, отражающие ситуацию с информационными технологиями в нашем быстроменяющемся мире.

Литература

  1. Dictionary of Information Technology. MacMillan Press, London, 1982.
  2. Dictionary of Computing. Data Communications. hardware and Software. Basics. Digital Electronics. John Wiley, 1983
  3. Dictionary of Computing. Second Edition. Oxford University Press, 1986.
  4. Математический энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров Ю.В.- М.:Сов. энциклопедия, 1988.
  5. Википедия: свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
  6. Информационные системы в экономике. Под ред. Г.А.Титоренко. М.: Юнити, 2007.
  7. http://www.media-online.ru
  8. Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования. Специальность 351400 «Прикладная информатика (по областям)». Москва, 2000.

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta