ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» СТУДЕНТАМ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Штанюк Антон Александрович (shtan@land.ru)
к.т.н., доцент каф. информационных систем и информационного менеджмента
Павлова Ирина Александровна
к.э.н, старший преподаватель кафедры экономического анализа и антикризисного управления Нижегородский коммерческий институт
Дисциплина «Информационные технологии» (ИТ) изучается студентами специальности «Информационные системы в экономике» на втором курсе. Она относится к общепрофессиональным дисциплинам и имеет солидный объем (почти 100 часов). При изучении дисциплины ИТ студенты посещают лекции, практические занятия и выполняют курсовую работу.
Первое, с чем сталкивается преподаватель, ведущий эту дисциплину, - размытость самого понятия «Информационные технологии». До сих пор не существует общепринятого определения данного термина. Многочисленные источники дают различные его толкования. В толковом словаре по информационной технологии "Dictionary of Information Technology" (1982 г.) говорится, что информационная технология - это получение, обработка, хранение и передача графической, текстовой, цифровой, аудио- и видео- информации на основе микроэлектронных средств вычислительной техники и связи [1].
В толковом словаре по вычислительной технике "Dictionary of computing" (1983 г.) под информационной технологией понимают область человеческой деятельности, связанную с созданием систем и устройств для обработки и передачи информации [2].
В другом толковом словаре по вычислительной технике "Dictionary of computing" (1986 г.) под информационной технологией подразумевают любую форму технологии, т.е. любые средства, используемые человеком, для обработки информации [3].
В "Математическом энциклопедическом словаре" говорится, что "Информационная технология - создаваемая прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения. Информационная технология всегда являлась неотъемлемой и существенной частью человеческой цивилизации, и ее многовековое развитие взаимообусловливало параллельное развитие производства, науки, искусства и образования" [4].
Обратимся к современному определению, размещенному в свободной энциклопедии («Википедии»): «ИТ – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники. В настоящее время, под информационными технологиями, чаще всего, понимают компьютерные технологии» [5].
Наконец, учебник «Информационные системы в экономике» [6], трактует ИТ как «комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных параметров объекта управления».
Таким образом, невозможно дать четкое определение названию курса ИТ. Обратимся теперь к его содержанию.
Основным документом, определяющим содержимое разделов курса является Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования [8]. Если внимательно проанализировать в этом Стандарте предлагаемые разделы, то мы столкнемся с массой вопросов. Как, например, понимать такой текст: «Классификация информационных технологий; предметная технология; информационная технология; обеспечивающие и функциональные информационные технологии; понятие распределенной функциональной информационной технологии;», в котором слово «технология» употребляется в различных сочетаниях с другими общими словами типа «предметная», «функциональная». И это в то время, когда современный специалист остро нуждается в практических навыках, знаниях, максимально востребованных на рынке труда.
Многое из того, что перечислено в Стандарте в разделе ИТ, на самом деле относится к содержанию других дисциплин и будет читаться студентам на старших курсах. Сюда можно отнести сетевую технологию «клиент-сервер», организацию работы электронной почты, корпоративные информационные системы, мультимедийные технологии. Можно сделать вывод, что включение этих и других разделов в курс ИТ, неизбежно придаст ему ознакомительный характер и не позволит глубоко раскрыть сущность этих (и многих других) современных понятий информационной науки. Кроме того, многие разделы Стандарта (включая все ту же электронную почту) давно освоены студентами и используются в повседневной жизни.
В то же время, нашему образованию не хватает курсов практической направленности. На рынке труда пользуются большим спросом специалисты, владеющие различными инструментариями – от пакетов прикладных программ типа 1C до средств разработки приложений.
Обратимся к таблице самых востребованных специальностей на рынке труда в г. Москва за 2007 год [7]. На втором месте после бухгалтера находится разработчик программного обеспечения. В первой двадцатке можно встретить ИТ-инженера (16 позиция) и системного администратора (20 позиция). Все три перечисленные специальности носят практическую направленность, работодатели готовы платить приличные зарплаты в том случае, если специалист может немедленно включиться в работу. А для этого мало иметь широкий кругозор, необходимо уверенно владеть практическими навыками.
Если говорить о нашем городе, то наибольшем спросом пользуются разработчики 1С, а также люди, знающие языки программирования С++ и C#, а также свободно владеющие разговорным английским языком.
Можно ли придать курсу ИТ практический характер?
Если следовать основному направлению в определении ИТ, как процессу обработки информации в компьютерных системах, то следует признать, что студент должен научиться прежде всего умению обращаться с конкретными данными, ради обработки которых и создаются различные информационные системы. Традиционная информатика говорит об абстрактных данных типа «целое число», «массив вещественных чисел» и т.д. Тоже самое можно сказать и об основах алгоритмизации – они, как правило, оторваны от реальной предметной области и оперируют просто «массивами» чисел. Поэтому, задача курса ИТ заключается в развитии специальных навыков у студентов, позволяющих им строить модели предметной области, формировать и организовывать данные, применять для обработки данных адекватные алгоритмы. Отдельной задачей курса можно назвать проектирование пользовательских интерфейсов, облегчающих взаимодействие пользователей с программами. Иными словами, курс ИТ должен включать занятия по программированию на современных языках разработки информационных систем различного назначения, в том числе и экономических, под перспективные программные платформы типа .NET.
Вопросы, перечисленные в Стандарте должны изучаться для формирования у студентов современной информационной культуры, расширения горизонта знаний. В учебном процессе рекомендуется использовать этот материал для самостоятельной работы, написания различных рефератов, контрольных работ. Однако, наряду с ними должны изучаться основы разработки информационных систем, закладываться практические навыки работы в интегрированных средах.
После знакомства с процессом разработки на языках С++, Java или С# и с современными IDE типа Microsoft Visual Studio, и выполнив курсовую работу, тема которой привязана к реальной предметной области, студент приобретает импульс, позволяющий ему совершенствовать навыки в разработке информационных систем с применением различных технологий и тем самым повышать свою стоимость на рынке труда.
Хочется надеяться, что разработчики Стандарта в будущем учтут многочисленные пожелания преподавателей высшей школы и внесут изменения, отражающие ситуацию с информационными технологиями в нашем быстроменяющемся мире.
Литература
- Dictionary of Information Technology. MacMillan Press, London, 1982.
- Dictionary of Computing. Data Communications. hardware and Software. Basics. Digital Electronics. John Wiley, 1983
- Dictionary of Computing. Second Edition. Oxford University Press, 1986.
- Математический энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров Ю.В.- М.:Сов. энциклопедия, 1988.
- Википедия: свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
- Информационные системы в экономике. Под ред. Г.А.Титоренко. М.: Юнити, 2007.
- http://www.media-online.ru
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования. Специальность 351400 «Прикладная информатика (по областям)». Москва, 2000.
|