home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Шухман Александр Евгеньевич (alex58@mail.ru)
к.пед.н.,
Герасименко Сергей Алексеевич (geras@esoo.ru)
к. ф.-м. н.
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург

Хлуденева Ольга Владимировна (olga-khludeneva@yabdex.ru)
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург

Аннотация
В докладе представлена программа профессиональной подготовки старшеклассников по профессии «Оператор ЭВМ» со специализациями, основанными на профессиональных стандартах ИТ-отрасли.

IMPLEMENTATION OF SENIORS PROFESSIONAL TRAINING IN THE CONTEXT OF INFORMATION-TECHNOLOGY EDUCATIONAL PROFILE

Annotation
The report represents a programme of seniors training for profession of computer operator with the specializations based upon the IT-industry professional standards.


Нехватка высококвалифицированных специалистов в настоящее время является одним из основных факторов, сдерживающих рост индустрии информационных технологий в России. Уровень подготовки выпускников вузов часто не соответствует требованиям работодателей. В свою очередь, вузы, обеспечивающие подготовку кадров для ИТ-отрасли, сталкиваются с проблемой недостаточной подготовленности абитуриентов. Многие школьники слабо представляют себе особенности работы в индустрии информационных технологий, сложность обучения в вузе по соответствующим направлениям подготовки, поскольку школьная подготовка по информатике в последнее время ориентирована лишь на формирование практических навыков работы с информационными технологиями. Решить проблему подготовки абитуриентов для факультетов информационных технологий может широкое распространение профильного обучения по информационно-технологическому профилю.

Реализация профильного обучения на старшей ступени общего образования предполагает изменение содержания образования с целью наиболее полного удовлетворения потребностей школьников, реализации профессионального самоопределения учащихся, учета требований регионального рынка труда.

В опубликованной работе [1] нами было рассмотрено использование профессиональных стандартов ИТ-отрасли для разработки структуры и содержания подготовки школьников по информационно-технологическому профилю. Сделан вывод о возможности формирования начального уровня профессиональной компетенции по следующим профессиям: программист, специалист по администрированию информационных систем, специалист по разработке информационных ресурсов.

Наиболее перспективные пути реализации информационно-технологического профиля в общеобразовательной школе связаны с осуществлением в рамках данного профиля профессиональной подготовки старшеклассников с учетом преемственности образовательных программ профильного общего и профессионального образования. Реализация профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с нормативным письмом Минобрнауки России «Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях» (21 июня 2006 г. № 03-1508)» [2].

Среди профессий, указанных в перечне, информационно-технологическому профилю соответствует только профессия «Оператор электронно-вычислительных машин (ЭВМ)». В настоящее время эта профессия фактически является устаревшей, поскольку ее квалификационные характеристики не менялись с 1992 года и предполагают уверенное владение системным и прикладным программным обеспечением, что давно является составляющей информационной компетентности абсолютно для всех специалистов. Однако пока не произошло обновление классификаторов, учреждения начального профессионального образования готовят специалистов по этой профессии, видоизменяя и дополняя ее содержание, например «Оператор ЭВМ (компьютерная графика)», «Оператор ЭВМ (компьютерные сети)». Мы предлагаем также дополнить содержание подготовки по этой профессии для старшеклассников в соответствии с профессиональными стандартами ИТ-отрасли. При этом, все требования к содержанию в соответствии с ГОС НПО «Оператор элекронно-вычислительных машин» ОСТ 9 ПО 02.1.9-2002, безусловно, выполняются.

Профессиональная подготовка по информационно-технологическому профилю осуществляется в 10-11 классах средней общеобразовательной школы за счет профильного курса «Информатика», элективных курсов и часов, отведенных на проектную и практическую деятельность. Если общее количество часов, отведенных на профессиональную подготовку, составляет 700 и более, то при успешном прохождении квалификационной аттестации, образовательное учреждение имеет право выдавать свидетельство о присвоении квалификации «Оператор ЭВМ» 2-го разряда установленного образца. Если количество часов менее 700, учреждение может выдать справку установленного образца [2].

Рекомендуемый вариант учебного плана для 10-11 классов приведен в таблице 1.

Нами разработана инновационная программа профессиональной подготовки учащихся по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин» с учетом профессиональных стандартов ИТ-отрасли.

Основными задачами программы являются:

  1. формирование у обучающихся совокупности общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых специалистам, работающим с современными персональными компьютерами и программным обеспечением
  2. формирование знаний, умений и навыков по профессии "Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин" на уровне второго квалификационного разряда
  3. обеспечение возможности продолжить обучение в системе начального и среднего профессионального образования
  4. реализация профессионального самоопределения обучающихся

Рекомендуемый вариант учебного плана
Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения
I. Базовые общеобразовательные предметы
Русский язык 2
Литература 6
Иностранный язык 6
История 4
Обществознание (включая экономику и право) 4
Естествознание 6
Физика 4
Физическая культура 4
II. Профильные общеобразовательные предметы
Математика 12
Информатика и ИКТ 8
III. Элективные курсы
Курсы, предлагаемые школой, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность 12
IV. Региональный компонент
По усмотрению региона (ОБЖ, физическая культура) 4

Отбор и структурирование содержания обучения осуществлялись на основе следующих принципов:

  1. соответствие современным квалификационным требованииям для специалистов в области информационных технологий
  2. учет требований региональных рынков труда
  3. направленность обучения на продолжение профессионального образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования, получение профессий, специальностей более высокого уровня квалификации, преимущественно с сокращением сроков обучения
  4. дифференциация и индивидуализация образовательного процесса с учетом личностных особенностей учащихся, их желания овладеть профессией
  5. учет опыта и современной практики профессионального обучения учащихся общеобразовательных школ по информационно-технологическому профилю

В соответствии с Перечнем профессий (специальностей) для подготовки старшеклассников по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» отводится 700 часов [2].

Теоретическое обучение в программе представлено экономическим, общепрофессиональным и специальным курсами. Программа содержит вариативную часть, которая формируется в соответствии с новыми квалификационными характеристиками (профессиональными стандартами) в области информационных технологий.

В процессе изучения экономического курса учащиеся знакомятся с основами рыночной экономики и предпринимательства, правовыми основами трудовой деятельности, рынком труда и профессии. Экономический курс направлен на формирование у обучающихся социальных и правовых компетенций, способствующих социально-профессиональной адаптации к условиям рынка труда. Экономический курс в объеме 8 часов реализуется в рамках предмета «Обществознание».

Общепрофессиональный курс соответствует профильному куру информатики объемом 280 часов. Разделы общепрофессионального курса представляют все содержательные линии школьного курса информатики, обеспечивают успешную подготовку к ЕГЭ.

Специальный курс программы представляет собой совокупность элективных дисциплин общим объемом 280 часов, которые варьируются в зависимости от конкретной специализации в области информационных технологий. Предлагаемая программа реализует три специализации: программирование, системное администрирование и разработка информационных ресурсов.

Программой предусмотрено производственное (практическое) обучение общим объемом 108 часов, в течение которого обучающиеся овладевают приемами, практическими умениями и навыками решения типовых задач обработки информации под руководством преподавателя и самостоятельно, преимущественно при создании исследовательских и творческих проектов.

Обучение по программе заканчивается консультациями, подведением итогов и квалификационным экзаменом (общий объем – 24 часа).

При невозможности введения необходимого числа элективных курсов возможно осуществление специальной подготовки в форме дополнительных образовательных услуг.

В соответствии с нормативным документом «Порядок реализации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования», утвержденным приказом Министерства образования РФ № 3654 от 14 ноября 2001 г. «Получение среднего профессионального образования по сокращенной образовательной программе при наличии у студента профильной подготовки, полученной параллельно с обучением в общеобразовательном учреждении, осуществляется при соответствии профессиональной направленности профильной подготовки и специальности среднего профессионального образования. Рекомендуемое сокращение срока освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе профильной подготовки составляет не более 1 года».

Для данной образовательной программы соответствующими специальностями среднего профессионального образования являются специальности направления по ОКСО 230000 Информатика и вычислительная техника:

  • 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
  • 230103 Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)
  • 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
  • 230106 Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей

Возможен перезачет по отдельным дисциплинам цикла общепрофессиональных дисциплин:

  • ОПД.01 Информационные технологии
  • ОПД.06 Архитектура ЭВМ и вычислительных систем
  • ОПД.07 Технические средства информатизации
  • а также специальных дисциплин, связанных с информационной безопасностью

Также возможен перезачет ряда общепрофессиональных и специальных дисциплин:

  • При выборе направления обучения «программирование»
    ОПД.05 Основы алгоритмизации и программирования
  • При выборе направления обучения «системное администрирование»
    ОПД.10 Компьютерные сети

Для формирования перечня элективных курсов можно использовать как готовые курсы, имеющие качественное учебно-методическое обеспечение, так и разрабатывать новые.

Например, для специализации «Разработка информационных ресурсов» можно полностью выстроить содержание подготовки на основе уже разработанных элективных курсов общим объемом 280 часов [3]:

  1. Хуторской А.В. Технология создания сайтов   70 часов
  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика   70 часов
  3. Дашкина С. И., Нефедова Е. В. Издательское дело   35 часов
  4. Монахов М.Ю., Солодов С.Л., Монахова Г.Е. Учимся проектировать на компьютере (3D – анимация)   35 часов
  5. Microsoft. Основы компьютерных сетей   35 часов
  6. Microsoft. Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка   35 часов

Обучение по разработанной программе профессиональной подготовки по специальности «Оператор ЭВМ» со специализациями «разработка информационных ресурсов» и «программирование» планируется начать с 1 сентября 2009 года на базе средней школы №7 г. Оренбурга.

Литература

  1. Шухман А.Е., Герасименко С.А. Разработка структуры и содержания профильного обучения старшеклассников по информационно-технологическому профилю на основе профессиональных стандартов ИТ-отрасли // Преподавание информационных технологий в России: Материалы откр. всерос. конф. 12-13 мая 2008 г. – Нижний Новгород: 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.it-education.ru/2008/reports/Shuhman_Gerasimenko.htm
  2. Рыкова Е.А., Овчинникова А.И. Организация и содержание профессиональной подготовки учащихся старших классов общеобразовательных школ. // Школа и производство, 2007, №4, с. 2-9.
  3. Элективные курсы в профильном обучении / под. ред. А.Г. Каспржака. - М.: НФПК, - 2004. - 112с.

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta