РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Шухман Александр Евгеньевич (alex58@mail.ru)
к.пед.н.,
Герасименко Сергей Алексеевич (geras@esoo.ru)
к. ф.-м. н.
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург
Хлуденева Ольга Владимировна (olga-khludeneva@yabdex.ru)
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург
Аннотация В докладе представлена программа профессиональной подготовки старшеклассников по профессии «Оператор ЭВМ» со специализациями, основанными на профессиональных стандартах ИТ-отрасли.
IMPLEMENTATION OF SENIORS PROFESSIONAL TRAINING IN THE CONTEXT OF INFORMATION-TECHNOLOGY EDUCATIONAL PROFILE
Annotation The report represents a programme of seniors training for profession of computer operator with the specializations based upon the IT-industry professional standards.
Нехватка высококвалифицированных специалистов в настоящее время является одним из основных факторов, сдерживающих рост индустрии информационных технологий в России. Уровень подготовки выпускников вузов часто не соответствует требованиям работодателей. В свою очередь, вузы, обеспечивающие подготовку кадров для ИТ-отрасли, сталкиваются с проблемой недостаточной подготовленности абитуриентов. Многие школьники слабо представляют себе особенности работы в индустрии информационных технологий, сложность обучения в вузе по соответствующим направлениям подготовки, поскольку школьная подготовка по информатике в последнее время ориентирована лишь на формирование практических навыков работы с информационными технологиями. Решить проблему подготовки абитуриентов для факультетов информационных технологий может широкое распространение профильного обучения по информационно-технологическому профилю.
Реализация профильного обучения на старшей ступени общего образования предполагает изменение содержания образования с целью наиболее полного удовлетворения потребностей школьников, реализации профессионального самоопределения учащихся, учета требований регионального рынка труда.
В опубликованной работе [1] нами было рассмотрено использование профессиональных стандартов ИТ-отрасли для разработки структуры и содержания подготовки школьников по информационно-технологическому профилю. Сделан вывод о возможности формирования начального уровня профессиональной компетенции по следующим профессиям: программист, специалист по администрированию информационных систем, специалист по разработке информационных ресурсов.
Наиболее перспективные пути реализации информационно-технологического профиля в общеобразовательной школе связаны с осуществлением в рамках данного профиля профессиональной подготовки старшеклассников с учетом преемственности образовательных программ профильного общего и профессионального образования. Реализация профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с нормативным письмом Минобрнауки России «Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях» (21 июня 2006 г. № 03-1508)» [2].
Среди профессий, указанных в перечне, информационно-технологическому профилю соответствует только профессия «Оператор электронно-вычислительных машин (ЭВМ)». В настоящее время эта профессия фактически является устаревшей, поскольку ее квалификационные характеристики не менялись с 1992 года и предполагают уверенное владение системным и прикладным программным обеспечением, что давно является составляющей информационной компетентности абсолютно для всех специалистов. Однако пока не произошло обновление классификаторов, учреждения начального профессионального образования готовят специалистов по этой профессии, видоизменяя и дополняя ее содержание, например «Оператор ЭВМ (компьютерная графика)», «Оператор ЭВМ (компьютерные сети)». Мы предлагаем также дополнить содержание подготовки по этой профессии для старшеклассников в соответствии с профессиональными стандартами ИТ-отрасли. При этом, все требования к содержанию в соответствии с ГОС НПО «Оператор элекронно-вычислительных машин» ОСТ 9 ПО 02.1.9-2002, безусловно, выполняются.
Профессиональная подготовка по информационно-технологическому профилю осуществляется в 10-11 классах средней общеобразовательной школы за счет профильного курса «Информатика», элективных курсов и часов, отведенных на проектную и практическую деятельность. Если общее количество часов, отведенных на профессиональную подготовку, составляет 700 и более, то при успешном прохождении квалификационной аттестации, образовательное учреждение имеет право выдавать свидетельство о присвоении квалификации «Оператор ЭВМ» 2-го разряда установленного образца. Если количество часов менее 700, учреждение может выдать справку установленного образца [2].
Рекомендуемый вариант учебного плана для 10-11 классов приведен в таблице 1.
Нами разработана инновационная программа профессиональной подготовки учащихся по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин» с учетом профессиональных стандартов ИТ-отрасли.
Основными задачами программы являются:
- формирование у обучающихся совокупности общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых специалистам, работающим с современными персональными компьютерами и программным обеспечением
- формирование знаний, умений и навыков по профессии "Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин" на уровне второго квалификационного разряда
- обеспечение возможности продолжить обучение в системе начального и среднего профессионального образования
- реализация профессионального самоопределения обучающихся
Рекомендуемый вариант учебного плана
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов
за два года обучения |
I. Базовые общеобразовательные предметы |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
История |
4 |
Обществознание
(включая экономику и право) |
4 |
Естествознание |
6 |
Физика |
4 |
Физическая культура |
4 |
II. Профильные общеобразовательные предметы |
Математика |
12 |
Информатика и ИКТ |
8 |
III. Элективные курсы |
Курсы, предлагаемые школой,
учебные практики, проекты,
исследовательская деятельность |
12 |
IV. Региональный компонент |
По усмотрению региона
(ОБЖ, физическая культура) |
4 |
Отбор и структурирование содержания обучения осуществлялись на основе следующих принципов:
- соответствие современным квалификационным требованииям для специалистов в области информационных технологий
- учет требований региональных рынков труда
- направленность обучения на продолжение профессионального образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования, получение профессий, специальностей более высокого уровня квалификации, преимущественно с сокращением сроков обучения
- дифференциация и индивидуализация образовательного процесса с учетом личностных особенностей учащихся, их желания овладеть профессией
- учет опыта и современной практики профессионального обучения учащихся общеобразовательных школ по информационно-технологическому профилю
В соответствии с Перечнем профессий (специальностей) для подготовки старшеклассников по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» отводится 700 часов [2].
Теоретическое обучение в программе представлено экономическим, общепрофессиональным и специальным курсами. Программа содержит вариативную часть, которая формируется в соответствии с новыми квалификационными характеристиками (профессиональными стандартами) в области информационных технологий.
В процессе изучения экономического курса учащиеся знакомятся с основами рыночной экономики и предпринимательства, правовыми основами трудовой деятельности, рынком труда и профессии. Экономический курс направлен на формирование у обучающихся социальных и правовых компетенций, способствующих социально-профессиональной адаптации к условиям рынка труда. Экономический курс в объеме 8 часов реализуется в рамках предмета «Обществознание».
Общепрофессиональный курс соответствует профильному куру информатики объемом 280 часов. Разделы общепрофессионального курса представляют все содержательные линии школьного курса информатики, обеспечивают успешную подготовку к ЕГЭ.
Специальный курс программы представляет собой совокупность элективных дисциплин общим объемом 280 часов, которые варьируются в зависимости от конкретной специализации в области информационных технологий. Предлагаемая программа реализует три специализации: программирование, системное администрирование и разработка информационных ресурсов.
Программой предусмотрено производственное (практическое) обучение общим объемом 108 часов, в течение которого обучающиеся овладевают приемами, практическими умениями и навыками решения типовых задач обработки информации под руководством преподавателя и самостоятельно, преимущественно при создании исследовательских и творческих проектов.
Обучение по программе заканчивается консультациями, подведением итогов и квалификационным экзаменом (общий объем – 24 часа).
При невозможности введения необходимого числа элективных курсов возможно осуществление специальной подготовки в форме дополнительных образовательных услуг.
В соответствии с нормативным документом «Порядок реализации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования», утвержденным приказом Министерства образования РФ № 3654 от 14 ноября 2001 г. «Получение среднего профессионального образования по сокращенной образовательной программе при наличии у студента профильной подготовки, полученной параллельно с обучением в общеобразовательном учреждении, осуществляется при соответствии профессиональной направленности профильной подготовки и специальности среднего профессионального образования. Рекомендуемое сокращение срока освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе профильной подготовки составляет не более 1 года».
Для данной образовательной программы соответствующими специальностями среднего профессионального образования являются специальности направления по ОКСО 230000 Информатика и вычислительная техника:
- 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
- 230103 Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)
- 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
- 230106 Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей
Возможен перезачет по отдельным дисциплинам цикла общепрофессиональных дисциплин:
- ОПД.01 Информационные технологии
- ОПД.06 Архитектура ЭВМ и вычислительных систем
- ОПД.07 Технические средства информатизации
- а также специальных дисциплин, связанных с информационной безопасностью
Также возможен перезачет ряда общепрофессиональных и специальных дисциплин:
- При выборе направления обучения «программирование»
ОПД.05 Основы алгоритмизации и программирования
- При выборе направления обучения «системное администрирование»
ОПД.10 Компьютерные сети
Для формирования перечня элективных курсов можно использовать как готовые курсы, имеющие качественное учебно-методическое обеспечение, так и разрабатывать новые.
Например, для специализации «Разработка информационных ресурсов» можно полностью выстроить содержание подготовки на основе уже разработанных элективных курсов общим объемом 280 часов [3]:
- Хуторской А.В. Технология создания сайтов 70 часов
- Залогова Л.А. Компьютерная графика 70 часов
- Дашкина С. И., Нефедова Е. В. Издательское дело 35 часов
- Монахов М.Ю., Солодов С.Л., Монахова Г.Е. Учимся проектировать на компьютере (3D – анимация) 35 часов
- Microsoft. Основы компьютерных сетей 35 часов
- Microsoft. Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка 35 часов
Обучение по разработанной программе профессиональной подготовки по специальности «Оператор ЭВМ» со специализациями «разработка информационных ресурсов» и «программирование» планируется начать с 1 сентября 2009 года на базе средней школы №7 г. Оренбурга.
Литература
- Шухман А.Е., Герасименко С.А. Разработка структуры и содержания профильного обучения старшеклассников по информационно-технологическому профилю на основе профессиональных стандартов ИТ-отрасли // Преподавание информационных технологий в России: Материалы откр. всерос. конф. 12-13 мая 2008 г. – Нижний Новгород: 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.it-education.ru/2008/reports/Shuhman_Gerasimenko.htm
- Рыкова Е.А., Овчинникова А.И. Организация и содержание профессиональной подготовки учащихся старших классов общеобразовательных школ. // Школа и производство, 2007, №4, с. 2-9.
- Элективные курсы в профильном обучении / под. ред. А.Г. Каспржака. - М.: НФПК, - 2004. - 112с.
|