home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОМ ОБУЧЕНИИ ЭКОНОМИСТОВ

Смоленцева Лариса Владиславовна (la109@mail.ru)
старший преподаватель
Академия управления ТИСБИ, г. Казань

Аннотация
Рассматриваются вопросы обучения будущих экономистов с помощью современных информационных технологий. Обосновывается необходимость изучения пакетов прикладных программ.

Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному возрастанию сложности информационных систем (ИС), создаваемых в различных областях экономики. Современные крупные проекты ИС характеризуются, как правило, следующими особенностями:

  • сложность описания (достаточно большое количество функций, процессов, элементов данных и сложные взаимосвязи между ними), требующая тщательного моделирования и анализа данных и процессов
  • наличие совокупности тесно взаимодействующих компонентов (подсистем), имеющих свои локальные задачи и цели функционирования (например, традиционных приложений, связанных с обработкой транзакций и решением регламентных задач, и приложений аналитической обработки (поддержки принятия решений), использующих нерегламентированные запросы к данным большого объема)
  • необходимость интеграции существующих и вновь разрабатываемых приложений
  • функционирование в неоднородной среде на нескольких аппаратных платформах

Применение новых информационных технологий в экономике и управлении выдвинуло перед образовательными учреждениями задачу подготовки специалиста, владеющего практическими навыками работы с современными информационными технологиями, умеющего использовать ИС в дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому при подготовке экономистов и менеджеров значительную часть учебного времени занимает изучение компьютера и специализированных пакетов прикладных программ. Пакеты прикладных программ (ППП) – это комплекс взаимосвязанных программ, которые решают проблему в конкретной предметной области. К ним относятся пакеты: бухгалтерские, правовые, банковские, статистические, финансового менеджмента и другие.

С развитием компьютерных технологий автоматизация финансово-хозяйственной деятельности в условиях производства становится неотъемлемой составляющей функционирования каждого предприятия. Выпускник вуза с квалификаций "Экономист" должен не только разбираться в финансово-экономических понятиях, но и в совершенстве владеть принципами работы информационных систем, уметь выбирать из огромного количества предлагаемых на сегодняшнем информационном рынке те программные пакеты, которые будут ему необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности.

Одним из основных направлений развития софтверной индустрии является применение ППП для таких предметных областей, как экономика предприятий, бухгалтерский учет, финансовый менеджмент, прикладная информатика в экономике. К ним относятся такие программные продукты, как "1С: Предприятие 8.1", "Галактика", "Project Expert", "Forecast Expert", "Консультант +", "Гарант", "Кодекс".

Без умений работать с такими ППП выпускник вуза имеет гораздо меньше шансов быть конкурентоспособным на рынке труда, особенно учитывая тот факт, что на сегодняшний день требования к специалистам неуклонно возрастают. Работодатель хочет видеть высококвалифицированного творчески мыслящего специалиста, обладающего профессиональными навыками работы, которых у выпускника вуза просто не может быть в силу того, что опыт и профессионализм приходят со временем, поэтому владение ППП может сыграть определяющую роль в дальнейшем трудоустройстве и карьерном росте молодого специалиста. Автор технологии знаково-контекстного обучения в профессиональной педагогике А.А. Вербицкий в процессе обучения при подготовке специалиста выделил три базовые формы деятельности обучаемых и множество переходных от одной базовой формы к другой. К базовым формам деятельности относятся:

  • учебная деятельность академического типа (собственно учебная деятельность — :лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа)
  • квазипрофессиональная деятельность (деловые игры, игровые формы занятий)
  • учебно-профессиональная деятельность (научно-исследовательская работа, производственная практика, дипломное проектирование)

По определению А.А.Вербицкого контекст — :это "система внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека в конкретной ситуации, определяющая смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов".

Чтобы научить будущих экономистов грамотно работать с информационными системами, обучение должно строиться по следующей схеме:

  • Первая часть обучения должна быть посвящена информационным технологиям Microsoft Office. Выбор этого направления объясняется широким применением информационных технологий офисных систем в составе профессиональных компетенций специалистов всех направлений и специальностей. Например, в тех частях курсов, которые посвящены общим основам работы с компьютером, рассматриваются основные приемы работы в текстовом редакторе "Microsoft Word", в табличном редакторе "Microsoft Ехсеl", а также создание реляционных баз данных в СУБД "Microsoft Ассess".
  • Вторая часть посвящена обучению работе с профессиональными пакетами, где рассматриваются более узкие аспекты, тесно связанные с будущей профессиональной деятельностью экономиста. Например, на сегодняшний день в РФ признанным лидером является интегрированный комплекс "1С: Предприятие 8.1" фирмы "1С", который включает отдельные модули по бухгалтерии, логистике, управлению предприятием, расчету заработной платы, управлению персоналом. Более того, возможно использование специальных модулей отдельно для хозрасчетных предприятий, бюджетных организаций, торговых, строительных, сельскохозяйственных предприятий и т.д. Каждое задание состоит из обучающего примера, в котором подробно расписывается порядок работы с ИС и нескольких самостоятельных заданий. В начале обучения студенты проходят предварительное тестирование остаточных знаний по предметам информационного цикла (информатика) и узкопрофессиональным (бухгалтерский учет и т.д.). В зависимости от результатов теста происходит дифференциация обучаемых на группы базового и повышенного уровня. Каждая группа получает разные по сложности задания. В конце каждого задания приведены контрольные тесты, выполнив которые, студенты получают оценочные баллы. Количество набранных баллов характеризуют качество усвоения материала. Если итоги неудовлетворительные, то студент доложен проанализировать свою работу и найти допущенные ошибки. Таким образом, практические занятия формируют пользовательские навыки работы с компьютером в контексте реальной профессиональной деятельности. На всех этапах обучения студенты могут оценить широту стоящей перед ними как экономистами, аналитиками, управленцами задачи.
  • Третья часть обучения будущих экономистов должна быть посвящена деловым сетевым играм типа "Корпорация", "Дельта", где студенты могут моделировать реальную экономическую ситуацию и получить необходимый набор практических знаний.

Например, в Академии управления "ТИСБИ" студенты специальности «Финансы и кредит» на старших курсах изучают деловую игру "Дельта", в рамках которой проводят анализ и оценку деятельности виртуального предприятия. В основе деловой игры имитационного управления предприятием "Дельта" лежит разработанная фондом Хайнца Никсдорфа математическая модель свободного рынка с целью максимального приближения реальной экономической модели. Внеся в модель элементы случайности и непредсказуемости действий конкурентов, разработчики преследовали цели создания обучающей компьютерной системы для подготовки или профориентации специалистов экономической направленности. В качестве основной идеи выступает свободная конкуренция между несколькими командами игроков.

Такая технология основана на мотивации обучения, так как хороший специалист должен иметь в запасе набор отработанных методик, что позволит ему в дальнейшем самостоятельно решать профессиональные задачи с помощью современных информационных технологий. Умение работать с ИС расширяет диапазон трудоустройства выпускника, позволяет приобрести производственные навыки, что приносит уверенность в своих силах.

Литература

  1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. – 152 с.
  2. Меняев, М.Ф. Информационные технологии управления: Учебное пособие: В 3 кн.: Книга 3: Системы управления организацией / М.Ф. Меняев. – М.: Омега-Л, 2003. – 464 с.
  3. Петров, В.Н. Информационные системы / В.Н. Петров. - СПб: ПИТЕР, 2002.
  4. Соловьев, В.С. Организационное проектирование систем управления. Учебное пособие / В.С. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  5. Семенов, М.И. Автоматизированные информационные технологии в экономике / М.И. Семенов, И.Г. Трубилин. – М.: Финансы и Статистика, 2002.

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta