home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Софронова Светлана Витальевна (swetasov@rambler.ru)
Акпулатова Светлана Александровна (cwetoshek271160@rambler.ru)
МОУ Средняя общеобразовательная школа №3, п. Советский РМЭ

Аннотация
Данная статья посвящена использованию интерактивных игр в учебном процессе и внеурочной деятельности и влиянию этих игр на развитие познавательных интересов младших школьников. Авторы статьи делятся опытом применения интерактивных игр не только при проверке уровня полученных знаний, стимулирования самостоятельного изучения материала, но и активизации работы с одарёнными детьми.

  Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
  В.А.Сухомлинский

Игра! Этой "болезнью" страдают все возрасты, почти все. В огромной армии болельщиков стираются ранги и посты, сословия и национальные признаки: маршал и рядовой, министр и домохозяйка, академик и ребёнок равны, симптомы и проявления их "болезни" одинаковы. Все испытывают огромный душевный подъем и волнение, явление «сопереживания» захватывает всех, со всеми происходит психологическое «перенесение» в процессе игры. И не важно, сидят ли болельщики во втором ряду западной трибуны стадиона, прильнули ли к экранам телевизоров или толпятся у репродуктора, висящего на улице! Результат одинаков. Всех захватывает великая и могучая, волшебная и неповторимая, овеянная солнечной романтикой – игра.

Если игра способна вызвать сильное эмоциональное переживание у взрослых людей, забывающих в ней возраст и положение, если маленькая резиновая шайба в течение двух часов собирает вокруг себя миллионы активных зрителей, отключая все иные факторы влияния на область чувств человека, то, что такое игра для тех, кому шесть, семь, десять лет?

История провозглашает семь чудес света. История скромно умалчивает о восьмом - игре. О знаменитой пирамиде Хеопса знают все. А игра?! Игра-игрушка – одно из интереснейших явлений культуры. Она очень стара, ей столько же лет, сколько и всему человеческому роду.

Игра, как тень, родилась вместе с ребенком, стала его спутником, верным другом. Но мы называем ее чудом не за долголетие. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня за колоссальные, скрытые порою от глаз воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные.

По мере того как менялось общество, менялись и игры. В наш век, век компьютерных технологий, дети больше играют в интерактивные игры, поэтому педагоги, идущие в ногу со временем всё чаще применяют на своих уроках игры компьютерные.

С помощью интерактивных игр можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу, можно повторить пройденный материал и закрепить ранее изученный, проверить знания учащихся и сформировать их умения и навыки.

В игровой технологии выделяют следующие компоненты:
Компонент игровой технологии Структурные элементы игры
Мотивационный Установочный элемент игровая ситуация
Ориентационно-целевой Задачи игры
Содержательно-операционный Правило игры игровые действия
Ценностно-волевой Игровые состояния
Оценочный Результат игры

Функция учителя в интерактивных играх:

  • инструктирующая
  • оценочная
  • тренерская
  • руководящая

Средство реализации.
Через формы обучения:

  1. Лабораторная работа
  2. Обобщающий урок
  3. КВН
  4. Поле чудес
  5. Урок-игра
  6. Урок-путешествие
  7. Урок-соревнование
  8. Урок-викторина
  9. Что? Где? Когда?

Цель интерактивных игр

  • проверить уровень полученных знаний (экзамен)
  • стимулировать самостоятельное изучение материала (итог самостоятельной работы)

Регулярное успешное проведение игр даёт не только множество дополнительных знаний, но и учит самостоятельно их добывать. Учить детей без развития невозможно.

Развивающие цели интерактивных игр:

  1. развивать логическое мышление
  2. сообразительность
  3. коммуникабельность

В случае успешного решения этих задач участие детей в игре позволит им приобрести опыт:

  • публичных выступлений
  • ведение дискуссий
  • поведения личности и команды в меняющихся условиях

На уроках литературного чтения, русского языка, математики и ознакомления с окружающим миром мы используем как готовые продукты на CD дисках ("Тренировка быстрого чтения", "Гарфилд второклассникам", "Развивайка" и др.) и Интернет-ресурсы, так и выполненные своими руками в программе PowerPoint на основе известных ранее дидактических игр ("Собери яблоки", "Помоги Золушке", "Путешествие с Винни-Пухом", и т.д.).

Для выявления одаренных детей I ступени в школе и в районе в этом году была проведена игра "Эрудит-шоу".

Основные цели и задачи игры:

  • Способствовать формированию и развитию у учащихся интеллектуального и духовного потенциала
  • Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей
  • Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей
  • Стимулировать творческую деятельность одаренных детей
  • Создать условия одаренным детям для реализации их личностных творческих способностей
  • Воспитывать любовь к родному краю

Этапы игры:

  • I этап - отборочный тур: участвуют все желающие дети 3-4 классов школы I ступени
  • II этап - участвуют дети, набравшие наибольшее количество баллов ( не более 15 человек)
  • III этап - финал (6 человек)

При создании данного медиапродукта первостепенное значение придавалось осведомленности личности в области естественных наук, техники и знаний родного края.

Игра способствовала реализации личностных творческих способностей одарённых детей и активизации познавательной активности обучающихся I ступени муниципального образования.

Таким образом, применение интерактивных игр:

  • способствует развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов
  • делает обучение более эффективным
  • повышает интерес к изучаемому предмету
  • повышает мотивацию обучения
  • активизирует познавательную деятельность учащихся

Литература

  1. Своя игра. И.Тарюкова, С.Пехлицкий, С.Бражеников и др. Издательство ТЕРРА – «Книжный клуб», 1998г.
  2. Блиц – энциклопедия «Что, где, когда». И.Комарова, Е.Бородычева, М: «РИПОЛ КЛАССИК», 1999 г.
  3. Русская история. Н.И. Кстомаров, М: ЭКСМО,2004 г.
  4. Подходы к разработке программа развития одарённости в современной образовательной системе региона. О.Н. Чепкова. М: Одарённый ребёнок, 2006 г.
  5. Программа одарённости в действии. В.В. Востогов, И.Б.Титова.
  6. Становление личности творчески одарённого ребёнка. ЕС.Моренко. М: Одарённый ребёнок, 2006 г.

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta