МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ, МАТЕМАТИКИ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СТУДЕНТАМ ГУМАНИТРАНОГО ВУЗА (ГИПЕРМЕДИА УЧЕБНИК-ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ "МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА")
Соловьева Людмила Федоровна (solovlf@mail.ru)
к.п.н.
Невский институт языка и культуры, г. Санкт-Петербург
Аннотация Преподавание информатики, математики, мультимедийных и сетевых технологий будущим специалистам в ряде гуманитарных областей, в том числе, например, в области связей с общественностью, предусматривает изучение циклов дисциплин, включающих цикл "Общие математические и естественнонаучные дисциплины". Некоторые подходы к решению связанных с этим проблем реализованы в учебниках-практикумах "Математика" и "Информатика и ИКТ", являющихся частями электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) "Математика и информатика", используемого при обучении студентов на кафедре Информационных систем и естественных наук Невского института языка и культуры.
Действующий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования содержит положение о том, что основная образовательная программа подготовки специалистов в ряде гуманитарных областей, в том числе, например, в области связей с общественностью, должна предусматривать изучение циклов дисциплин, включающих цикл "Общие математические и естественнонаучные дисциплины". Согласно стандарту федеральный компонент этого цикла представлен двумя дисциплинами: "Математика и информатика" и "Концепции современного естествознания". Требования к обязательному минимуму содержания определяют основные, изучаемые в курсе «Математика и информатика» темы, а именно: аксиоматический метод; основные математические структуры; вероятность и статистика; математические модели; алгоритмы и языки программирования. При разработке основной образовательной программы неизбежно возникает проблема органичного соединения в одной дисциплине двух самостоятельных дисциплин.
Опыт показывает, что данную проблему можно проигнорировать и преподавать разделы этих дисциплин, как совершенно независимые. Но при этом значительно снижается мотивация к изучению данного курса. Не может и, конечно, не должна служить основным доводом, стимулирующим интерес студентов к его изучению, необходимость сдавать федеральный экзамен профессионального образования (ФЭПО), тесты которого включают вопросы их разных разделов математики и информатики.
Признание факта существования проблемы неизбежно заставляет добросовестного и неравнодушного преподавателя искать пути ее решения. Одно из направлений поиска лежит в области междисциплинарных связей: например, выбор программных сред для реализации математических моделей, решение задач из разных разделов математики средствами MS Excel, VBA, Adobe Flash, демонстрация универсальности алгоритмического подхода к решению различных задач, определение диапазона профессионально-ориентированных задач, выбор для их решения математических методов и средств новых информационных технологий и т.д.
Некоторые подходы к решению данной проблемы реализованы в учебниках-практикумах «Математика» и «Информатика и ИКТ», являющихся частями электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) «Математика и информатика», используемого при обучении студентов на кафедре Информационных систем и естественных наук Невского института языка и культуры.
Представляемый ЭУМК является системой, основанной на применении гипермедиа, что позволяет организовать удобные и разнообразные связи между различными дидактическими единицами учебного материала во всем многообразии мультимедийных форм его представления, с большим количеством обучающего видеоматериала и интерактивных демонстраций.
Содержание практического усвоения изучаемой темы строится в учебнике-практикуме как логическая последовательность познавательных задач, при этом сам учебный процесс конструируется как цепь учебных ситуаций, ядром которых являются учебно-познавательные задачи, содержанием — совместная работа преподавателя и студента с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения.
Познавательная задача нацеливает студентов на овладение новой информацией, на поиск новых приемов работы, формирование новых подходов к обработке информации и обязательно содержит какую-либо познавательную трудность и небольшое "открытие".
Этому способствует обширный демонстрационный материал (видео и анимация), большое количество примеров, практических работ и мультимедийных тестов для самоконтроля. Предусмотрено решение задач в различных программах и средах программирования, с тем, чтобы развить навыки быстрой адаптации в них и целесообразного их использования для решения профессиональных задач.
Очень важна наглядность и визуальная привлекательность учебных материалов: единый продуманный стиль оформления, учитывающий психологические особенности восприятия цветов, оформленный с учетом законов цветоведения и композиции.
При отборе содержания обучения и форм его представления обязательно должны учитываться такие факторы, как воспитательное, эстетическое и эмоциональное воздействие на обучаемого. Эффективность учебника-практикума существенно повышается благодаря использованию средств визуализации учебного материала и индивидуализации обучения, специально разработанного и заложенного в него механизма самообновления (актуализации учебного материала) и интеграции системы в информационную сеть, а также способам организации видеоматериалов, принципам отбора содержания демонстрационных материалов.
Неполное использование дидактических возможностей современных электронных учебников и отсутствие систематичности в их применении, наоборот, значительно снижает их эффективность, поэтому учебник-практикум, основанный на использовании средств гипермедиа должен представлять собой поддержку всех без исключения тем и видов аудиторной и внеаудиторной деятельности во всем их многообразии.
|