home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Татаринцева Тамара Ильинична (tatarin-77@yandex.ru)
к.т.н., доцент
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Аннотация
Сегодняшний уровень развития информационных технологий позволяет реализовывать методики, основанные на принципах активного обучения. Интерактивность реализуется в непосредственной работе с образовательной средой: гипертекстовая структура, интерактивные иллюстрации, параметрические задачи, тестовые структуры, рейтинговый контроль, а также осуществляется в работе учащегося с преподавателем с помощью средств телекоммуникации.

Характерной особенностью образования на данном этапе является то, что в учебных заведениях постепенно накапливаются технологии и кадровые ресурсы, формируются потребности участников педагогического процесса в организации продуктивной деятельности в развитой информационно-образовательной среде и систематической поддержке всех аспектов этой деятельности.

Наша задача — создать продукт, обеспечивающий возможности и оптимальные условия эффективного использования современных информационных технологий в создании открытой и информационно насыщенной образовательной среды университета.

А это позволит комплексно подойти к решению таких задач, как

  • воспитание информационной культуры студентов и учащихся, адекватной современному уровню развития информационных технологий
  • формирование муниципальной и региональной учебно-методической и дидактической базы за счет предоставления в распоряжение учреждений образования и органов управления образовательного портала
  • дифференциация образования за счет создания условий для личностного развития учащихся

Профессиональное развитие педагогов является одним из необходимых условий успешного развития процессов информатизации школы. Сегодня для решения данной задачи широко используется Интернет. Появляется все больше возможностей, связанных с использованием современных сетевых технологий для текущей поддержки педагогов на рабочем месте, формированием сетевых профессиональных педагогических сообществ учителей, которые общаются между собой, не выходя из школы. Большая часть данных инициатив еще молода, как и сам российский образовательный Интернет, они требуют развития и поддержки.

Новые технологии в практике обучения, на наш взгляд, должны повышать интеллектуальное творческое и нравственное развитие учащихся. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, существенным, глубинным понятием обучения. Особое место в этом направлении занимают методы активного обучения, различные формы самостоятельной работы, формирующие навыки самообразования и развивающие творческий потенциал.

Увеличение эффективности предполагает усвоение большего объема информации в меньший временной промежуток. Речь идет о совокупности приемов и способов организации и представления информации, направленных на эффективное усвоение и применение знаний.

Информационное пространство, в котором мы сегодня существуем, формирует новый тип восприятия. Происходит смещение от вербальных способов представления информации к образным, более информативным.

В условиях непрерывно увеличивающейся и постоянно меняющейся информации образный тип представления информации более эффективен. Современные информационные технологии позволяют вывести учебный процесс на новый, более высокий уровень. Дидактические материалы к учебному курсу могут быть представлены на различных видах носителей. Видеоинформация обладает большой информационной насыщенностью. Методически проработанное видеосопровождение не просто повышает информативность дидактического материала, но и увеличивает мотивацию учащихся, облегчает понимание, усвоение сложных тем.

Вместо традиционных учебников — образовательные среды. Цель их создания — облегчить интеллектуальный труд, заменить рутинные требующие больших затрат времени виды работ более производительными, основанными на новых информационных технологиях; реализовать развивающие методики обучения. Использование мультимедийных технологий и средств обучения позволяет расширить рамки обычных лекций и печатных пособий.

В педагогической деятельности этой технотронной моде отвечают мультимедийные технологии. Они позволяют включить все каналы восприятия обучаемого через графические (как статические, так и динамические) образы, цвет и звук. Помимо выполнения обязательной функции переноса информации они помогают достичь и эмоциональной сопричастности. Разумеется, личность педагога была и остается фактором, определяющим успешность учебного процесса. Ведь роль педагога не сводится только лишь к "внедрению" в голову учащегося некоторой суммы знаний (это скорее функция обучающей среды), хороший учитель должен пробудить в ученике потребность к познаванию; он призван поощрять эту потребность, будучи своего рода "катализатором" самоподдерживающегося процесса, способствуя усвоению учеником нового материала.

Сегодняшний уровень развития информационных технологий позволяет реализовывать методики, основанные на принципах активного обучения. Интерактивность можно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, она реализуется в непосредственной работе с образовательной средой: гипертекстовая структура, интерактивные иллюстрации, параметрические задачи, тестовые структуры, рейтинговый контроль и т. п. Во-вторых, она осуществляется в работе учащегося с преподавателем-консультантом с помощью средств телекоммуникации. Это может быть система "вопрос-ответ", постоянно пополняющаяся систематизированная база данных вопросов и ответов, а также автоматизированные тестовые системы и т.д.

Еще недавно компьютерные классы привлекали, в основном, только учащихся, а преподаватели вуза не предполагали, что очень скоро начнут использовать компьютеры как универсальный инструмент, приспосабливая их для решения своих обычных задач. Несмотря на многочисленные курсы для преподавателей по освоению компьютерной грамотности, "белым пятном" оставалась методика и организация форм обучения использования информационных технологий на занятиях. Все, что делалось за пределами занятия с использованием компьютера, Интернета – было интересно и привлекательно, но как использовать новые возможности в рамках аудиторных занятий?

Ответ на этот вопрос дала программа Интел "Обучение для будущего". Уже пять лет Брянский государственный университет принимает участие в этой программе. Методической особенностью программы является метод проектов. Этот метод развивает умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

У студентов слияние с программой Интел происходит проще, чем у учителей, которым приходиться ломать сложившиеся стереотипы. Учителям-предметникам труднее всего технически освоить программу. Однако наглядность, которую трудно достичь в традиционных условиях, активное участие школьников в учебном процессе способствуют лучшему усвоению материала. А это требует от современного учителя наличие определенных профессиональных знаний и умений. Обучение студентов педвузов способствует повышению квалификации будущих учителей школ в области современных информационных технологий. Программа Интел направлена на формирование активного комплексного обучения современным информационным технологиям и способам применения их в рамках реального учебного процесса. В этом основное отличие программы Интел от других программ обучения в ВУЗах и повышения квалификации учителей, т.к. раньше главным было обучить работать с компьютерами и программным обеспечением, а в программе «Обучение для будущего» главное — использование полученных знаний в учебном процессе.

Ученики и учителя становятся создателями готовых обучающих продуктов. Основные задачи, стоящие перед нами: развить у будущих педагогов готовность применять новые информационные и педагогические технологии в предметном обучении учащихся, а также выработать умения и навыки самостоятельного проектирования и конструирования учебного материала. Анализ опыта работы в БГУ показывает, что необходимо внедрять обучение программе Интел в структуру подготовки студентов в качестве обычного учебного курса. Безусловно, студенты для этого должны уметь пользоваться компьютерными технологиями, ресурсами Интернет, поэтому лучше работать по этой программе со студентами 3 и выше курсов. Здесь перед тьютором встает задача так организовать процесс обучения, чтобы студент на практику шел с разработанными методическими рекомендациями по проведению проектной деятельности.

Новый подход к обучению, состоящий в переходе от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным, между учителем и учеником, является наиболее актуальным в методике данной программы. Преподаватели-тьюторы уделяют большое внимание развитию творческих качеств студентов, их способностей к самостоятельной работе. В результате внедрения программы Интел студенты получают знания и навыки в области современных информационных технологий. Такое образование дает возможность дальнейшего интеллектуального и профессионального роста.

Для активного эффективного использования информационных технологий в образовании необходимо наличие разнообразных цифровых ресурсов, соответствующих требованиям школы, потребностям предметов и программ обучения. Цифровые ресурсы должны быть удобно организованы в соответствии с используемыми учебными программами и учебниками, естественным образом дополнять используемые учебно-методические комплекты.

Кроме того, ЦОР позволяют синтезировать разные типы информации в одном логическом модуле, позволяя сформировать системные представления о предмете. Они повышают интерактивность обучения, позволяют нелинейно построить информацию на основе гиперссылок, что дает значительную свободу учащимся при работе с учебным текстом, усиливают индивидуализацию обучения, возможность индивидуального построения обучения для каждого учащегося, в том числе, и на основе гендерных аспектов в восприятии информации, создают условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формируют навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации в области формирования себя как личности, будущего профессионала, своего карьерного роста; знакомят учащихся с новой экранной культурой наглядного представления знаний, оперативно обеспечивают педагогов, обучаемых и родителей актуальной и современной информацией по разделам, соответствующей целям и содержанию образования; создают результативную основу для постоянного и оперативного общения педагогов и обучаемых в ходе знакомства с учебным материалом.

Процесс обучения с использованием ЦОР должен быть адаптивным, учитывающим уровень подготовленности учащихся по данному разделу, профильной направленности в обучении, индивидуальными особенностями учащимися, особенности самих ЦОРов. При необходимости ЦОРы как открытые образовательные ресурсы можно редактировать, структурно перестраивать в зависимости от текущих условий и факторов, специфики образовательных целей и задач, особенно в практической части, можно создавать собственные варианты тест-контроля, использовать адаптированные и валидные тестовые методики, авторские и другие варианты деловых игр, ситуаций, практических заданий, дополнять основное содержание собственными иллюстративными вариантами, новой информацией.

Учреждения общего и начального профессионального образования должны перейти на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе, которая предполагает активное использование современных ИТ-технологий, что должно создать условия для достижения большинством учащихся (независимо от места их проживания или социального статуса их семей) образовательных результатов, адекватных новым требования рынка труда и современной социальной жизни.


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta