home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

Тельнов Юрий Филиппович (YTelnov@mesi.ru)
д.э.н., профессор
заместитель председателя Совета УМО,
проректор по научно-методической работе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

Переход российских вузов на двухуровневую систему высшего профессионального образования обусловливает необходимость скорейшей разработки основных образовательных программ, которые должны соответствовать конкретным профилям практической деятельности (профилям подготовки). Именно профилизация обеспечивает востребованность выпускников вузов на рынке труда.

Основу профилизации образовательных программ в их вариативной части должны определять компетенции, которые отражены в профессиональных стандартах. В этом отношении в разработке основных образовательных программ существенную помощь оказывают профессиональные стандарты, созданные Ассоциацией производителей компьютерных и информационных технологий, которые четко определяют по уровням квалификации должностные обязанности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации [2].

Вместе с тем, разработанные профессиональные стандарты в полной мере не соответствуют структуре образовательного стандарта в силу различных задач, которые они решают. Так, ФГОС ВПО является комплексной федеральной нормой качества высшего образования по направлениям и уровням подготовки бакалавр, обязательной к исполнению всеми высшими учебными заведениями на территории Российской Федерации, реализующими основные образовательные программы указанных уровней по данному направлению подготовки, имеющими государственную аккредитацию или претендующими на ее получение.

Образовательные стандарты учитывают требования общеобразовательной и фундаментальной подготовки специалистов, а также воспитания у них высоких гражданских качеств. Одному ФГОС, как правило, соответствует несколько профессиональных стандартов. Например, проект нового федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Прикладная информатика» соответствует профессиональным стандартам «Специалист по информационным системам», «Специалист по информационным ресурсам», «Системный аналитик».

Профессиональные стандарты отражают текущие потребности рынка труда, нацелены на выполнение конкретных должностных обязанностей на различных квалификационных ступенях профессиональной карьеры специалистов. В силу этого концептуальная модель профессионального стандарта (рис. 1) проще по сравнению с образовательным стандартом (рис. 2).

Рис. 1. Концептуальная модель профессионального стандарта в области ИКТ

Рис. 1. Концептуальная модель профессионального стандарта в области ИКТ

Для каждого квалификационного уровня (от 1 до 7) профессионального стандарта определяются направление деятельности, которое в общем виде описывает характер работы и соответствует детализации области профессиональной деятельности ФГОС, а также задаются: требования к практическому опыту работы, к необходимости сертификации, состоянию здоровья, уровню профессионального образования и обучения и перечень наименований должностей.

Рис. 2. Концептуальная модель Федерального государственного образовательного стандарта

Рис. 2. Концептуальная модель Федерального государственного образовательного стандарта

Например, в профессиональном стандарте «Специалист по информационным системам» требования к направлениям деятельности детализируются по квалификационным уровням с учетом уровня профессионального образования и предполагаемых должностей (таблица 1):

Требования к уровням квалификации
Уровень образования Должность Уровень квалификации
Бакалавр Программист
Консультант
Сервивис-инженер
2-й уровень
  Специалист по внедрению
Старший консультант
Старший программист
Старший сервис-инженер
3-й уровень
Магистр Системный аналитик
Ведущий консультант
Бизнес-аналитик
Руководитель проекта
4-й уровень
  Бизнес-архитектор
Руководитель проекта
5-й уровень

Каждый квалификационный уровень детально определяет должностные обязанности. Причем для каждой должностной обязанности определяется список требуемых знаний и список требуемых умений и навыков. Тогда с точки зрения сопряжения профессионального и образовательного стандартов должностные обязанности представляют собой детализацию задач или компетенций образовательного стандарта (пример представлен в таблице 2), а знания, умения и навыки профессионального стандарта могут быть сопряжены на уровне дисциплин образовательного стандарта.

Соответствие задач подготовки бакалавров и должностных обязанностей
Задачи проектной деятельности Должностные обязанности
Обследование прикладной области Сбор детальной информации для формализации предметной области проекта и требований пользователей заказчика
Формирование требований к информатизации прикладных процессов Формирование требований к организации системы управления заказчика в области бизнес-задачи
Формирование требований к информационной системе
Моделирование прикладных и информационных процессов Анализ бизнес-процессов предприятия и заказчика и их информационного обеспечения с выявлением проблем
Формирование рекомендаций по оптимизации бизнес-процессов
Проведение работ по описанию реализации бизнес-процессов предприятия заказчика в информационной системе
Формирование технических заданий на разработку программно-технических комплексов Составление технического задания на разработку информационной системы
Проектирование видов обеспечения решения прикладных задач различных классов и ИС Разработка вариантов решения выявленных бизнес-задачна основе результатов экспресс-обследования
Оценка и выбор информационной системы для решения бизнес-задач заказчика
Настройка параметров информационной системы
Программирование Программирование в ходе разработки информационной системы
Тестирование и документирование приложений Проведение внутреннего тестирования информационной системы
Формирование внутренней документации по результатам выполнения работ

Как видно из таблицы 2, концептуальное соответствие задач профессиональной подготовки и должностных обязанностей соблюдается не в полной мере, наблюдаются отличия в нюансах структурирования и формулирования отдельных позиций стандартов. В связи с этим, предлагается следующая схема разработки основных образовательных программ на основе профессиональных стандартов:

  1. Установить соответствие направлений деятельности квалификационных уровней профессиональных стандартов и областей профессиональной деятельности бакалавров и магистров
  2. Для каждого должностной обязанности квалификационного уровня уточнить название компетенции основной образовательной программы. На этой основе составить список специфических компетенций для профильно-ориентированных образовательных программ
  3. Для каждой должностной обязанности установить соответствие знаний, навыков и умений дисциплин основной образовательной программы. На этой основе сформировать список дидактических единиц учебных программ по отдельным дисциплинам

При построении учебного плана основной образовательной программы на основе сформированных компетенций и ЗУНов профессиональных стандартов важно обеспечить реализацию следующих принципов:

  1. Объединение сформированных профессиональных компетенций в рамках видов и объектов профессиональной деятельности
  2. Обеспечение элективности курсов для углубления основных образовательных программ на основе анализа соответствия ЗУНов компетенций профилей и дисциплин

Литература

  1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Методические рекомендации для руководителей УМО ВУЗов Российской Федерации. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
  2. Профессиональные стандарты в области информационных технологий. – М.: АП КИТ, 2008. – 616 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Прикладная информатика» (Пилотный проект) // Материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции «Проектированиеф едеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций». М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – 61 с.
  4. IS 2002. Model Curriculum and Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Information Systems // Association for Information Systems, 2002.

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta