СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОТРАСЛИ
Весна Елена Борисовна (EBVesna@mephi.ru),
Мазетова Оксана Валентиновна (OVMazetova@mephi.ru),
Метечко Виктор Иванович (VIMetechko@mephi.ru),
Петухова Елена Анатольевна (EAPetuhova@mephi.ru),
Садчиков Сергей Михайлович (SMS@mephi.ru) к.т.н.
Московский инженерно-физический институт (государственный университет), г. Москва
Аннотация В докладе обсуждаются формы взаимодействия вузов и предприятий, направленные на обеспечение соответствия подготовки выпускников высших учебных заведений потребностям производственных предприятий.
Во многих публикациях в последнее время активно обсуждается проблема обеспечения качества предоставляемых вузом образовательных услуг [1]. Основная причина внедрения системы менеджмента качества (СМК) – возможность оценки образовательных услуг. Внедрение в учебном заведении СМК позволит производить экспертизу всех вузовских процессов, при этом принимать участие в экспертизе смогут и "потребители" выпускников – работодатели. Еще одним фактором, который подтверждает актуальность проблемы, является потребность общества в обеспечении учебными заведениями гарантированного в соответствии с принятыми стандартами качества этих услуг.
В последнее время в России часть работодателей серьезно озабочена тем, что, по их мнению, прием выпускников вузов приводит к дополнительным затратам. Эти затраты связаны с переподготовкой принятого на работу выпускника и обучением его конкретным технологиям, применяемым на предприятии. В условиях финансового кризиса, такие затраты необходимо минимизировать. В связи с этим, необходимо искать различные пути решения проблемы. Некоторые подходы предлагается обсудить в докладе.
Современная ситуация характерна тем, что отрасль обратила свой взгляд на формы подготовки [2] и на профили подготовки [3] специалистов. И вуз на текущем этапе должен следовать этим рекомендациям, контролируя качество обучения [1]. Заметим, что вузы, во многом потеряли, опережающую роль в технологиях и в техническом обеспечении. Если в прошлом веке вуз, как правило, имел оборудование и часто технологии, которые были востребованы через 3-5 лет в промышленности, то сейчас часто промышленность опережает вуз.
Как быть вузу сейчас, когда жизнь и технологии развиваются столь стремительно, а вуз должен сейчас начинать готовить специалистов-выпускников, востребованных через 5 лет. Единственный выход для вузов видится в ориентации на передовые предприятия, которые владеют современными технологиями и даже технологиями будущего.
Если в прошлом веке подобные инновационные предприятия обладали государственными средствами на научные программы, в которые они включали вузы на долговременной основе, то существующие сейчас федеральные программы определяют только общее направление развития, а технологические аспекты остаются за инновационными предприятиями.
Задача вуза – выявить такие предприятия и вовлечь их в деятельность по подготовке специалистов, в которых они сами, в том числе, нуждаются.
В МИФИ это направление обрело форму договоров (соглашений) о базовых предприятиях. В рамках этих соглашений предприятия наделяются правами:
- определять требования к компетенциям выпускника и давать рекомендации к содержанию вариативной части учебного плана
- проводить экспертизу качества обучения студентов
- участвовать в работе Государственной аттестационной комиссии
- получать содействие в подборе из числа студентов специалистов для работы на предприятии
- согласовывать темы студенческих работ
Со своей стороны предприятия берут обязательства:
- передавать новые технологии
- организовывать прохождение исследовательской работы студентов, практики и дипломного проектирования
- осуществлять консультационную, информационную, методологическую и научно-практическую поддержку
Как итог, базовые предприятия получают специалистов, воспитанных на своих собственных технологиях, а остальные – вместе с пришедшими к ним выпускниками приобретают опыт передовых предприятий.
В практическом плане процедура взаимодействия с предприятиями является в вузе частью более общего процесса системы менеджмента качества учебного заведения и предоставляет дополнительную информацию для выработки корректирующих и предупреждающих действий (КД/ПД). Существенную роль при этом играет оценка переданного на предприятие подготовленного специалиста – людского ресурса производства (Рис.1).
Не вдаваясь во все подробности работы СМК, отметим, что при взаимодействии с предприятиями в процедуре самоанализа процесса обучения производится вычисление значений, характеризующих его результативность. Вычисления производятся на основании данных, представляющих собой оценку степени соответствия подготовленного специалиста конкретным требованиям производственного процесса, для которого осуществлялась его подготовка.
Рис. 1. Анализ потребностей и самоанализ процесса
Так, например, процесс обучения отдельного специалиста считается неудовлетворительным, если оценка предприятия равна или ниже оценки, установленной при обучении. Процесс обучения специалиста считается удовлетворительным, если новая оценка выше предварительной на один балл. Процесс обучения конкретного специалиста считается результативным, если его оценка предприятием выше предыдущей на два и более балла.
Подобная оценка результативности является основой для выработки КД/ПД. Например, решение о направлении и способе коррекции причин выявленных несоответствий (изменение методики обучения, изменение процедуры оценки, изменение персоналий, проводящих обучение и контроль знаний) производится на основании вычислений в рамках процедуры «Самоанализ процесса» (А1.1.4). Например, если обобщенная характеристика эффективности, вычисленная на основании оценок, неудовлетворительна, то аналитическая группа должна в рамках корректирующего воздействия пересмотреть методику обучения по данному направлению подготовки и отразить в результатах анализа требования к ее изменению. При отсутствии сомнений в качестве методики, следует пересмотреть требования к преподавателю, осуществлявшему обучение.
А в тех случаях, когда обобщенная характеристика эффективности показывает эффективность обучения, аналитическая группа должна рекомендовать использовать положительный методический опыт данного направления подготовки при планировании мероприятий по совершенствованию учебного процесса в целом.
Использование корректирующих и предупреждающих действий в рамках описанного выше процесса позволило адаптировать учебные планы и рабочие программы к современным требованиям отрасли, оставаясь в рамках государственного стандарта специальности (см. рис. 2). В рамках предоставляемой ГОС вариативности акцент обучения был смещен в сторону востребованных отраслью технологий и новых инструментальных средств.
Рис. 2. Результат применения предупреждающих действий
Анализ трудоустройства наших выпускников (рис. 3) показывает, что порядка 50% выпускников проходят практику, выполняют дипломную работу, получают постоянную работу на предприятиях по 1-2 человека. При этом каждое предприятие предъявляет специфические требования к студентам и готовым специалистам.
Рис. 3. Структура трудоустройства выпускников
В докладе обсуждается возможность специализации вузов, использующих опыт передовых предприятий, что позволит в сложившейся экономической ситуации понизить затраты на подготовку кадров, увеличивая эффективность работы вузов.
Литература
- Бикулов Р., Биктимиров Р., Гараев И. Зачем нужна система качества для вузов? // Высшее образование в России. – 2008. – №8.
- Рекомендации по преподаванию программной инженерии и информатики в университетах = Software Engineering 2004: Curriculum Guidelines dor Undergraduate Degree Programs in Software Engineering; Computing Curricula 2001: Computer Science. – М.: ИНТУИТ.РУ «Интернет-Университет Информационных Технологий», 2007. – 462с.
- Профессиональные стандарты в области информационных технологий, http://www.apkit.ru/2009/default.htm?artID=5573
|