ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА: "РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Заика Александр Александрович (compwander@bk.ru)
Институт Управления, Бизнеса и Права, г. Ростов-на-Дону
В Институте Управления, Бизнеса и Права (г. Ростов-на-Дону) в 2007 году был запущен экспериментальный проект "Студия разработчиков компьютерных игр". Изначально Студия была рассчитана на занятия со школьниками 9-11 классов и на разработку простых игр в среде Game Maker 7.0. В ходе набора слушателей оказалось, что студенты института, обучающиеся на кафедре информационных технологий, так же интересуются тематикой разработки игр. В итоге было решено сделать эксперимент открытым — привлечь к нему и заинтересованных студентов, и школьников. Практика показала, что из аудитории 9-11 классов типичной школы 1-2 человека заинтересованы в обучении разработке компьютерных игр, готовы активно обучаться и самообучаться. Среда Game Maker неплохо показывает себя на начальных этапах обучения. Однако она не подходит для реализации компьютерных игр, использующих современные возможности вычислительной техники, для разработки масштабных проектов. Среда использует собственный язык программирования, который, в самостоятельном виде, не имеет большой практической ценности. Так же было замечено, что студенты, которые интересуются разработкой компьютерных игр, заинтересованы в освоении сред разработки, которые подходят для создания масштабных проектов, и, что немаловажно, могут быть эффективно использованы для разработки коммерческих игр. Немалую роль играет практическая полезность и применимость знаний, полученных при обучении, в частности, при трудоустройстве студентов и т.д.
В итоге, после исследования современных сред для разработки игр, мы выбрали XNA Game Studio 2.0. Разработка в XNA предусматривает знание (или изучение непосредственно перед началом курса по XNA) перспективного современного языка программирования C#, знание которого, даже в том случае, если слушатель курса не будет в дальнейшем заниматься разработкой игр, безусловно, полезно. Так же слушатель ознакомится с основными технологиями и приёмами, используемыми при разработке современных компьютерных игр, что позволит ему эффективно заниматься дальнейшим освоением возможностей XNA. К тому же, работа в XNA, если разработчик обладает хотя бы основными познаниями в программировании на C#, позволяет быстро достигать практических результатов, а успех, как известно, лучшее средство для того, чтобы обучение было интересным.
Нами был разработан учебный курс, который рассматривает создание игр для платформы Windows, однако, особенности XNA заключаются в том, что эту среду можно использовать для создания игр для консоли Xbox 360. Поэтому слушатель, освоивший создание Windows-игр, может перейти на создание игр для Xbox 360, а, используя возможности XNA Game Studio 3.0. и для других устройств.
Курс используется как часть учебного комплекса в рамках "Студии разработчиков компьютерных игр". В частности, первой частью обучения в "Студии" теперь стало изучение основ C#, а второй — обучение разработки игр в XNA с углубленным изучением C#.
Так же учебный курс, о котором идет речь, планируется использовать, как спецкурс второго семестра для студентов второго курса — после освоения ими языка программирования C# в первом семестре.
Разработка компьютерных игр, как показывает практика, это — гораздо больше, чем обучение одной из IT-дисциплин. Это способ, с одной стороны, заинтересовать ребенка обучением, включить механизмы самообучения, а с другой, естественно, способ практической демонстрации технологий и принципов работы, которые до этого могли быть продемонстрированы преимущественно с помощью учебных примеров. Игра, которую может разработать учащийся — это вполне самостоятельный проект, который, при надлежащем качестве реализации и свежей игровой идее, способен вызвать интерес многих других пользователей, тем самым многократно усилив стимул к дальнейшему освоению высоких технологий у своего создателя.
Доклад посвящен обобщению опыта проведения занятий по разработке компьютерных игр со студентами 1-5 курсов и старшими школьниками.
|