КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ВНЕДРЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПАСПОРТОВ И СОЦИАЛЬНЫХ КАРТ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Злобин Вадим Александрович (vadimz@systematic.ru)
ООО "Систематика", г. Москва
Создание условий для повышения уровня жизни российских граждан декларируется среди приоритетных задач развития Российской Федерации, так как свободный, образованный, здоровый, активный человек является основой конкурентоспособности страны. В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, интенсивное развитие информационной среды является одной из предпосылок роста качества жизни населения, построения инновационной экономики и повышения эффективности государственного управления.
Социальные паспорта граждан, реализуемые в ряде субъектов РФ, в т.ч. в рамках проектов внедрению социальных карт, предназначены для совершенствования инструментов социальной политики и внедрения инновационных подходов в управлении, фактически мотивируют граждан к практическому использованию новых информационно-коммуникационных технологий. В данном случае подразумевается доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти, а также предоставление возможности реализации своих прав, полного или частичного получения наиболее востребованных государственных услуг в электронном виде (рис. 1).
Несомненным является тот факт, что далеко не все граждане обладают необходимыми знаниями и практическими навыками для того, чтобы воспользоваться предоставленными им возможностями. Следовательно, для успешного внедрения подобных систем необходимо предусматривать масштабное «обучение» пользователей – граждан-держателей социальных карт, что само по себе является сложной комплексной задачей интеграции обучения и формирования практических навыков.
Решение этой задачи возможно лишь в комплексе, в сочетании организационных решений при внедрении проекта и решений по информационно-разъяснительному сопровождению системы.
Рис. 1. Услуги, оказываемые гражданину в электронном виде
Предлагаемый комплекс мероприятий должен включать в себя:
- Создание системы информирования (сотрудники пунктов приема и выдачи карт, сотрудники центра обработки телефонных вызовов)
- информирование населения об области применения и функциональных возможностях социальной карты в интересах граждан
- информирование населения о порядке получения и обслуживания социальных карт
- Освещение проекта в средствах массовой информации (телевидение, радио, электронные и печатные издания)
- Изготовление разъяснительной печатной продукции, включая буклеты, справочники, памятки
- Реализация «волонтерских» программ информационно-разъяснительной кампании не только как просветительского механизма, но и механизма "обратной связи":
- Формирование у держателей социальных карт устойчивых знаний, умений и навыков их активного использования
- Построение типологизации проблем, связанных с практическим применением социальных карт
Сложность реализации озвученных задач состоит в том, что первыми держателями социальных карт становятся льготные категории граждан, наименее восприимчивые к обучению новым технологиям. И на этом этапе очень важна работа волонтеров, которые должны выступать официальными представителями органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию проекта. Волонтеры (чаще всего это студенты) получают теоретические знания и практические навыки, необходимые им для успешной работы с льготными категориями населения. Для успешного выполнения волонтерами поставленных перед ними задач, разрабатываются специальные методические рекомендации, содержащие не только информацию по проекту, но и описание наиболее общих и типичных ситуаций, а также основных сложностей и проблем, с которыми возникают в работе с населением. Как показала практика, такой метод повышения знаний и выработки практических навыков у широких слоев населения при внедрении новых ИТ-технологий является весьма перспективным.
В настоящее время не существует единого подхода к массовому обучению населения при внедрении систем класса "Социальная карта региона", хотя назрела настоятельная необходимость преодоления "информационного неравенства" различных социальных групп. Однако анализ опыта реализации комплексных программ получения знаний и практических навыков в области новых информационных технологий при внедрении социальных паспортов и социальных карт, показывает, что эффективность таких программ зависит с одной стороны от наличия мотивирующей граждан к обучению возможности получать ряд государственных услуг в электронном виде, а с другой стороны, от наличия комплексных программ обучения граждан из различных социальных групп новым навыкам и возможностям.
|