Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников педагогического университета в соответствии с потребностями информационного общества

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Бобонова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, благодарность ВГПУ
Воронежский государственный педагогический университет
Статья посвящена методам формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускника педагогического вуза.
«…если все учителя–предметники не будут активно и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся с мертвой точки. Ребенок должен осознавать необходимость информационно-коммуникационных технологий при изучении других предметов, а эту мотивацию ему может создать только учитель-предметник. Только тогда мы достигнем успеха в решении поставленной перед нами задачи …» В.А.Болотов

Информатизация образования в целом рассматривается как внедрение средств новых ИКТ в систему образования и становится одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества.

Сформированность информационных умений педагога как части профессиональных педагогических умений приобретает на сегодняшний день особое значение и ИКТ-компетентность становится важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога.            

Информационно-коммуникационная компетентность выпускника вуза - деятельностные индивидуальные способности и качества, определяющие его возможности и умения:

  • самостоятельно искать, собирать, анализировать, представлять, передавать информацию;
  • моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность;
  • моделировать и проектировать работу коллектива;
  • принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ним в процессе продуктивной деятельности;
  • ориентироваться в организационной среде на базе современных информационных и коммуникационных технологий;
  • ответственно реализовывать свои планы, квалифицированно используя современные средства информационных и коммуникационных технологий;
  • использовать в своей практической профессиональной деятельности современные информационные и коммуникационные технологии.

Методы формирования информационно-коммуникационной компетентности  выпускника педагогического университета:

  • теоретическое и практическое изучение ИКТ;
  • освоение программного обеспечения различного назначения (общего, профессионально-ориентированного, учебного);
  • выработка приемов практического применения, обоснования и демонстрации эффективности использования ИКТ в обучении;
  • модификация методик обучения с учетом возможности использования новых ИКТ, применение ИКТ на занятиях, в научно-исследовательской работе, в самостоятельной работе студентов;
  • создание и использование телекоммуникаций и ресурсов глобальных и локальных информационных сетей в учебной и исследовательской деятельности;
  • теоретическое изучение и практическое освоение коммуникативной деятельности;
  • углубленная языковая подготовка, выработка навыков общения по меньшей мере на одном из иностранных языков;
  • участие студентов в разработке инновационных проектов в интересах региона и корпоративного сектора;
  • использование ИКТ для создания новых средств моделирования коллективных действий, разработка сценариев деловых игр и других элементов учебной работы способствующих активизации коммуникационной деятельности студентов и преподавателей.

Современный педагог должен быть подготовлен к применению всего спектра ИКТ в профессиональной деятельности, и в качестве средств обучения, и как средства организации своей деятельности. Обучение применению средств ИКТ должно носить опережающий характер - специалист должен быть готов к использованию ИКТ, которые получат распространение в ближайшем будущем.

 

Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  Информационно-коммуникационная компетентность, информационное общество, выпускник педагогического вуза, современный педагог