Методические особенности формирования познавательных логических учебных действий на уроках информатики

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ПАВЛОВО - ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Познавательные логические учебные действия необходимы для формирования общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для информатики. К ним относятся сравнение, подведение под понятие, анализ и синтез и т.д. Рассмотрим сравнение с учетом специфики школьного курса информатики.

Сравнение – прием умственной деятельности, познавательное логическое действие, лежащее в основе суждений о сходстве или различии изучаемых объектов (1).

Познавательное логическое универсальное учебное действие  «Сравнение»:

  1. Убедиться, что объекты сравнимы.
  2. Выявить наблюдения и свойства изучаемых объектов.
  3. Установить различные свойства.
  4. Установить общие свойства объектов – признаки.
  5. Выбрать основные  признаки для сравнения.
  6. Сформулировать выводы.

Ученик может воспользоваться УУД только в том случае, когда он сам стол частью умственного опыта, его формированными умениями. Только в этом случае познавательные учебные действия станут инструментом, позволяющим ученику управлять своими знаниями при освоении информатики (1).

Например, на уроке «Векторная и растровая графика», можно использовать сравнительный подход. Пример отрывка конспекта урока:

"Проведем сравнение при изучении типов компьютерной графики. Существует два типа графических изображений на компьютере: растровое и векторное". В процессе урока заполняется таблица, в которой учащиеся дают ответы на вопросы:

  • Как формируется изображение?
  • Как изменяется в процессе масштабирования?
  • Принцип окрашивания?

Подведение под понятие. Если содержание понятия раскрывается в его определении, то объем понятия - в классификации. Классификационные и систематизированные схемы имеют большое значение для понимания и запоминания учебной информации школьного курса информатики. Способы фиксации связей между объектами могут быть различными: рисунки, словесные формулировки, блок-схемы.

Анализ – прием умственной деятельности, познавательное логическое действие, лежащее в основе мыслительного расчленения изучаемых объектов.

Синтез – прием умственной деятельности, познавательное логическое действие, лежащее в основе мысленного соединения в единое целое частей или признаков изучаемых объектов, полученных в процессе анализа.

При обучении информатике анализ и синтез выступают в самых разнообразных формах и имеют специфику, связанную с содержанием учебной информации, подлежащей изучению. Например, познавательное логическое действие «Анализ формулировки текста задачи» имеет следующий состав:

  1. Прочитать формулировку задачи.
  2. Сформулировать задачу в терминах «если…, то…».
  3. Перевести выявленные составляющие задачи на символьный язык.
  4. При необходимости выполнить графическое представление в соответствии с условием.
Список использованных источников
  1. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-пресс,1996.
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Основное общее