Роль тестов при обучении информационным технологиям в вузе
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)
Преподавание информационных технологий связано с отработкой необходимых компетенций, включающих преимущественно практические навыки. Однако отработка практических навыков невозможна без освоения базовых теоретических знаний как по теории информации и способам её преобразования, передачи, обработки, защиты, так по принципам работы в типовых программных пакетах. Поэтому постоянно ощущается потребность в хорошо разработанных методах измерения уровня обученности.
С проблемой контроля знаний всегда было связано множество вопросов, на некоторые из которых все еще не дано определенного ответа. Существующая система оценивания обучаемых не лишена многих недостатков, главными из которых являются: субъективизм, отсутствие регулярности контроля и чётких критериев оценки. Одним из путей преодоления указанных недостатков является использование тестового контроля.
Педагогические тесты в ряде стран используются уже более 100 лет. Создана настоящая тестовая индустрия, в обществе сформировалась "тестовая культура". В России работы в этом направлении стали проводиться только в последнее время, благодаря таким специалистам, как В.С. Аванесов, А.Н. Майоров, Л.В. Макарова, В.В. Масленников, А.И. Субетто, А.О. Татур, М.Б. Челышкова, А.Г. Шмелев, В.А. Хлебников и др.
Тесты являются средством педагогического измерения [1]. Как надежное и объективное средство диагностики обученности тестовая квалиметрия легла в основу современных технологий обучения. С внедрением тестов в педагогике появилась возможность использовать точные статистические методы анализа учебного процесса, позволяющие преподавателям и обучаемым объективно судить о том, в какой степени их труды и усилия достигают цели. Тестовый контроль способствует совершенствованию методик обучения, позволяя оценивать их результативность на основе объективных критериев.
Тестовый контроль знаний при изучении информационных технологий обеспечиваетцелый ряд преимуществ по сравнению с традиционными методиками, таких как:
- большая объективностьи, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность обучаемого;
- элиминирование негативного влияния на результаты оценивания настроения, уровня квалификации конкретного преподавателя;
- возможность использования как для оперативного промежуточного контроля знаний, для обучения, самоподготовки и самоконтроля, так и для итоговой аттестации;
- ориентированность на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем.
Обучение должно начинаться с входного тестового контроля, сопровождаться самоконтролем и заканчиваться итоговым тестированием.
Однако при использовании тестовой формы контроля в качестве основной необходимо практиковать и другие формы взаимодействия с обучаемыми (семинары, теле- и видеоконференции, диспуты, деловые игры, практиумы), обеспечивающие развитие коммуникативных навыков.
- Аванесов, В.С. Современные методы обучения и контроля знаний / В.С. Аванесов. – Владивосток: ДВГТРУ, 1999. – 125 с.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | Объективность оценивания, педагогическое измерение, тесты, тестовый контроль |
|