Использование информационных технологий в организации практических занятий.
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)
Изменившиеся условия и формы организации и проведения занятий повлияли на характер сотрудничества преподавателя и студента в процессе обучения. Основным средством реализации информационных технологий в образовательном процессе являются электронные информационные ресурсы.
Говоря об организации аудиторных занятий необходимо заметить, что учебный процесс традиционно разбивается на два основных этапа: лекции и практические занятия. На первом этапе главным действующим лицом является преподаватель. На втором этапе преподавателю отводится роль наблюдателя и консультанта.
Практикой доказано, что наибольший эффект достигается в результате организации занятий с использованием электронных информационных ресурсов по дисциплине. Размещение в электронном ресурсе, типа электронной тетради, электронного учебно-методического комплекса по дисциплине, тем и планов семинарских занятий, заданий для практических и лабораторных работ значительно оптимизируют работу как студента (предназначено, прежде всего, для него), так и преподавателя в аудитории. При подготовке семинара в виде развернутой беседы план размещается в сети Интранет и доступен обучающимся.
Кроме этого, нами используются и другие формы организации практических занятий. Одной из часто используемых форм проведения семинара является подготовка студентами доклада по теме занятия. Для работы студентов желательно сформировать электронный каталог ссылок на Интернет-ресурсы. Рекомендуется практиковать сопровождение выступления докладчика демонстрацией слайдов. При этом большое значение преподавателем должно уделяться не только содержательной стороне, но и визуальному представлению информации.
При проведении занятий в качестве одной из форм и способов организации обсуждения вопросов семинара является технология Форум. Однако необходимо при выносе вопросов семинарского занятия для обсуждения в режиме форума помнить некоторые особенности их формулировки.
Активизации самостоятельной работы студентов на занятиях и вне аудитории способствует технология Электронная почта и Обмен быстрыми сообщениями. Студенты могут предоставить отчет о проделанной работе на внешнем магнитном носителе или отправкой результатов преподавателю по электронной почте. Следует учитывать и оригинальность оформления результатов деятельности. Это мотивирует студента на творческий подход к выполнению задания.
Повысить эффективность проведения аудиторных занятий поможет использование электронных ресурсов в режиме on-line. В этом случае, полученная информация, способствует решению поставленной задачи или принятия актуального решения.
Пользу в часы практических занятий приносит проведение тестирования. Заметим, что тестирование дает больший эффект, если по его результатам проводится обсуждение типичных ошибок. Это позволяет преподавателю не только выявить неправильные ответы, но и получить информацию о причинах ошибок и принять соответствующие меры.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат.– М.: Академия, 2000.– 272с.
- Образование и общество. Научный, информационно-аналитический журнал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.jeducation.ru. Дата обращения: 15.03.2013.
- Пряхина Е. Н. Возможности информационных технологий в организации и совершенствовании самостоятельной работы студентов : Дис. ... канд. пед. наук/ Тюменский государственный университет. Тюмень, 2006.
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | Информатика,информационные технологии,методика преподавания,самостоятельная работа |
|