Информационно-коммуникационные угрозы для пользователей
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)
Современный тренд развития инфокоммуникационных процессов состоит в обеспечении доступа к любому контенту всех пользователей, независимо от местоположения и используемого устройства. Это неизбежно порождает ряд проблем, связанных с безопасностью. В настоящее время эти проблемы, изначально чисто технические, получают гуманитарное и социальное значение. Многое здесь зависит от человеческого фактора, участия конкретных пользователей в процессах обмена информацией, использования ресурсов информационных систем. Цель работы провести анализ угроз информационного характера для различных категорий пользователей различных профессиональных и возрастных групп – школьники, студенты и молодые специалисты.
На основе анализа и собственных материалов коллективом разработаны анкеты для различных возрастных групп [1], позволяющие получить первичную информацию об актуальном уровне ИКТ-угроз для пользователя. В начале рассмотрим результаты анализа интернет-зависимости пользователей. Среди студентов только 8% не являются интернет зависимыми, среди сотрудников этот показатель достигает 43%. До 70% студентов считают, что интернет становится причиной частых или случайных проблем в жизни; 17-42% опрошенных студентов признают, что интернет основная причина постоянных проблем в жизни. Треть всех студентов и молодых специалистов регулярно сталкиваются с хакерскими атаками и фишингом. 60% сотрудников могут вовремя отреагировать и отразить хакерскую атаку. Подавляющее большинство (более 90%) студентов и 40% сотрудников имеют средний уровень знаний о "проблеме фишинга". В ходе исследования было установлено, что более 1/3 студентов имеют начальные знания о коммуникационных рисках и не способны их распознать манипулирование их действиями в сети. В целом студенты показали, что они адекватно относятся к нежелательному контенту. Только около 10% респондентов показали, что намеренно посещают ресурсы с нежелательным контентом. Таким образом, школьники и студенты значительно подвержены инфокоммуникационным угрозам. Меньший уровень угроз для специалистов может объясняться наличием профессиональных компетенцией в области инфокоммуникационных технологий и опытом работы, и, не смотря на это, сотрудники в целом показывают только средний уровень знаний и способны противодействовать некоторому конечному набору угроз.
В рамках данной работы на базе центра компьютерной безопасности [2], разработано электронное учебное пособие “Инфокоммуникационные угрозы для пользователей”, организован и поддерживается wiki – проект “Анализ угроз информационного характера для различных целевых групп”, где студенты и другие категории слушателей могут принять активное участие в поиске и анализе информационно-коммуникационных угроз.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (№ 12-16-68005).
- Анкеты для определения актуального уровня угроз информационно-коммуникационного характера [Электронный ресурс] // AITTFORMS: [сайт]. [2012]. URL: https://sites.google.com/site/aittforms
- Лопатин Д.В., Чиркин Е.С. Центр компьютерной безопасности – точка профессионального роста выпускников вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 11. С. 45-50
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | ИКТ, угроза, пользователь |
|