Использование активных методов обучения для формирования профессиональных компетенций во время практики по профилю специальности 230115 Программирование в компьютерных системах

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Арапова Елизавета Александровна 1, Грамоты, дипломы, сертификаты
Научный руководитель: Полякова Ольга Владимировна 2, Почетный работник образования
1 ФКОУ СПО "Новочеркасский технологический техникум - интернат" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации , 2 ФКОУ СПО "НТТИ" Минтруда России
В докладе представлен опыт организации практики по профилю специальности 230115 Программирование в компьютерных системах на базе учебной фирмы с целью формирования у студентов профессиональных компетенций при выполнении проектных заданий в режиме деловой игры.

Переход на новые Федеральные Государственные образовательные стандарты (ФГОС СПО) ориентирует традиционную систему среднего профессионального образования на реализацию принципов личностно – и компетентностно - ориентированного подходов в обучении. Это предполагает направленность образования не только на формирование у студентов набора профессионально значимых компетенций, важных работодателю, но и развитие таких нравственных критериев, как ответственность, инициативность, самостоятельность, адаптивность к меняющимся условиям. Всё это, в конечном итоге, должно способствовать выпуску конкурентноспособного специалиста, отвечающего всем требованиям современного развивающегося общества.

Очевидно, что традиционные педагогические технологии не способны в полной мере реализовать цели и требования нового стандарта. Поэтому актуальной методической задачей является использование в учебном процессе новых технологий практико – ориентированного обучения, в первую очередь, активных методов обучения, которые, как показывает практика, позволяют найти и осуществить разумный баланс между академической фундаментальной подготовкой студентов и формированием прагматичных умений, так необходимых современному работодателю.

В настоящей работе представлен опыт использования таких активных методов, как проектное обучение, игровые технологии, в т.ч. анализ производственных ситуаций и имитационное моделирование во времяпрактических занятий производственной практики по профилю специальности. Т.к. именно на этих занятиях формируется основной набор профессиональных компетенций программиста, то именно проектная форма организации занятий, использование игровых технологий в данном случае делает процесс обучения наиболее эффективным, способствуя достижению всех поставленных целей. 

Реализация проектной деятельности во время практики осуществляется в два этапа:

1. Создание информационной системы по индивидуальному техническому заданию.

2. Создание информационной системы для заданной предметной области группой студентов, включая работу с заказчиком по разработке технического задания.  

Для каждого этапа выполнения проекта определяются формируемые профессиональные и общие компетенции, регламентируется деятельность преподавателя и студентов.

Выполнение проектов осуществляется в обстановке имитации реальной производственной ситуации - деятельности фирмы по разработке программного обеспечения. Студент проходит все этапы карьерного роста, начиная с приема на работу в качестве программиста-стажера. Дальнейший карьерный рост зависит от его индивидуальных профессиональных достижений, соблюдения требований трудовой дисциплины и корпоративной этики.

Анализ выполненных студентами проектов показал, что основная цель – формирование профессиональных и общих компетенций у студентов - была достигнута. Использованные при проведении практики активные методы обучения показали свою результативность. Выполнение проектных заданий и участие в групповом проекте позволило студентам увидеть практическую пользу от изучения профессиональных модулей  и общепрофессиональных дисциплин. Результатом стало повышение интереса к профессиональной деятельности, сознательное применение знаний в различных ситуациях. В конечном итоге это способствует повышению качества знаний студентов, уровня мотивированности и творческого потенциала, формированию профессионально – значимых умений и навыков, а также целого ряда определённых интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений, необходимых для самостоятельного решения проблем.

 

 

 

Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Среднее профессиональное