Интерактивные формы преподавания ИТ дисциплин по направлению "прикладная информатика (в экономике)"
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)Современная тенденция перехода общества от вербального восприятия информации к визуальному характерна и для экономической сферы, и для ИТ-образования.
Одним из эффективных методов овладения общекультурными и профессиональными компетенциями студентами направления подготовки 230700 «Прикладная информатика (в экономике)» является использование ИТ в интерактивных формах обучения: кейс-метод, командная игра "разработка пилотного проекта", лекция-презентация, ситуационный анализ.
Для решения case-ситуации студентов разбивают на творческие группы не менее трех человек в команде. В процессе решения задачи по теме интерактивного занятия у студентов развиваются навыки работы с разнообразными источниками информации, навыки работы в команде с учетом принципов гибкого менеджмента и формирования коммуникативной толерантности, навыки исследовательской работы, генерации альтернатив и выбора подходов к решению проблемной ситуации, а также непосредственного участия каждого члена команды на всех этапах процесса принятия решений. Для защиты выработанного группой решения предлагаются различные сценарии, включающие критерии отбора информации, общее решение и план его представления. Самостоятельное наполнение содержимого мультимедиа-кейсов, работа в команде, учет принципов этического анализа формируют у студентов такие компетенции как «Способность владеть методами получения, хранения, обработки и передачи информации», «Готовность учитывать современные тенденции развития ИТ в профессиональной деятельности», "Способность ставить и решать прикладные задачи с использованием современных ИКТ", "Способность формировать требования к ИС, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов", необходимых для дисциплин естественнонаучного цикла, например, «Информатика», «Исследование операций», «Введение в прикладную информатику», "Прикладная статистика", и для дисциплин профессионального цикла, например, «Информационный менеджмент», "Информационная безопасность".
Поиск информации в сети Интернет разработчиками "пилотного проекта" связан с соблюдением этических принципов и знанием этических проблем и дилемм информационного общества, положений этических корпоративных кодексов. Поэтому проведение занятий в интерактивных формах предваряет лекционный материал по теме "Этические, моральные и правовые аспекты информационного общества".
Необходимость визуализации результатов работы, а также возможности выбора графических образов, их стиля и цветовой палитры, используется в сравнительном анализе "пилотных проектов", выполненных разными командами по одной тематике. Командная игра повышает уровень "комфортности" занятий, а также позволяет варьировать уровень сложности заданий, применять в обучении методы ТРИЗ, проводить экспертное оценивание результатов защиты.
1. Попова О.Б., Азнаурова М.Г., Полухина Е.Ю. Использование кейс-метода для реализации компетентностного подхода в рамках практической подготовки бакалавров. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы практической подготовки студентов» - Воронеж, ВГТА, 2011.
2. Альтшуллер Г.С. Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы. Версия 3.0. Электронная книга. Официальное издание Фонда Г.С. Альтшуллера. 1998. http://www.altshuller.ru
Тип выступления |
Стендовый доклад |
Уровень образования |
Высшее профессиональное |
Ключевые слова |
прикладная информатика, интерактивные формы обучения |
- Попова О.Б., Азнаурова М.Г., Полухина Е.Ю. Использование кейс-метода для реализации компетентностного подхода в рамках практической подготовки бакалавров. материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции "проблемы практической подготовки студентов. - Воронеж, ВГТА, 2011."
- Альшуллер Г.С. введение в ТРИЗ. основные понятия и подходы. Электронная книга. Версия 3.0. Официальное издание Фонда Г.С. Альтшуллера, 1998.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | прикладная информатика, интерактивная форма занятий |
|