Уровневая подготовка специалистов в области информационных технологий по направлению высшего профессионального образования «прикладная информатика»
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)
1 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2 МЭСИ
<p>
В области создания и применения информационных технологий возрастает потребность в прикладных информатиках, обладающих развитыми компетенциями по формированию и реализации требований к информационной системе на всех этапах её жизненного цикла [1,2]. При этом для подготовки специалистов по направлению ВПО «Прикладная информатика» характерны следующие особенности:<br />
<br />
• проведение системного анализа предметных областей с целью построения эффективной архитектуры и инжиниринга предприятий и информационных систем;<br />
• владение методами и средствами проектной и эксплуатационной деятельности на различных стадиях жизненного цикла информационной системы;<br />
• способность работы, как в организациях, разрабатывающих ИКТ, так и в организациях, их внедряющих и эксплуатирующих.<br />
<br />
Профессионально-ориентированные компетенции закладываются у студентов в процессе освоения профессиональных дисциплин, а личностно-этические компетенции – в процессе освоения гуманитарных, социальных, экономических и управленческих дисциплин. Поэтому представляется полезным определять компетенции не только на уровне всей образовательной программы, но и на уровне отдельных учебных дисциплин. В этом случае сами дисциплины формируются исходя из близости компетенций, ориентированных на определенные результаты обучения. Применение компетентностного подхода изменяет порядок проектирования учебного плана по направлению от раскрытия компетенций через знания, умения, навыки к определению содержания дисциплин.<br />
<br />
Применение компетентностного подхода в формировании профессиональных образовательных программ в части практической деятельности вызывает необходимость максимальной ориентации на реальные профессиональные стандарты, определяющие компетентностные и квалификационные требования к выполняемым работам. В этом отношении большое значение имеют разработанные Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий профессиональные стандарты [3], основанные на Национальной рамке квалификаций РФ, которые четко определяют по уровням квалификации должностные обязанности, профессиональные компетенции, требования к образованию в области информационно-коммуникационных технологий. В качестве профессиональных стандартов, на которые ориентирована примерная образовательная программа по прикладной информатике, приводятся квалификационные требования (профессиональные стандарты) в области информационных технологий: «Специалист по информационным системам», «Специалист по информационным ресурсам», «Системный аналитик», «Системный архитектор».<br />
<br />
В примерной образовательной программе виды профессиональной деятельности конкретизированы с учетом уровня подготовки выпускников вузов: бакалавров или магистров. Хотя все виды профессиональной деятельности представлены в требованиях к образовательным программам и бакалавров, и магистров, тем не менее, для бакалавров акцент делается на проектную и производственно-технологическую деятельность, а для магистров – на организационно-управленческую, аналитическую и исследовательскую деятельность.<br />
<br />
В соответствии с двухуровневой схемой ВПО на первом уровне осуществляется базовая профессиональная подготовка бакалавров, а на втором уровне – специализированная подготовка магистров. Компетенции бакалавров прикладной информатики ориентированы на репродуктивную деятельность по решению стандартных типовых задач. В то же время подготовка магистров строится с точки зрения формирования способностей анализа и синтеза проектных решений, построения методик выполнения работ на различных стадиях жизненного цикла информационной системы.<br />
<br />
В профессиональном цикле подготовки бакалавров выделяются как общепрофессиональные дисциплины для всех компьютерных специальностей, находящиеся в блоке «Программно-технические средства» (Архитектура вычислительных систем и сетей, Операционные системы, Программная инженерия), так и специальные для прикладной информатики дисциплины, сгруппированные в блок «Информационные ресурсы и системы» (Информационные системы и технологии, Проектирование информационных систем», Базы данных, Проектный практикум, Информационная безопасность). Общий баланс трудоемкости образовательной программы позволяет значительное время (до 50 %) выделить на вариативную подготовку в зависимости от выбранного профиля.<br />
<br />
В структуре магистерской образовательной программы основной акцент делается на развитие специализаций (до 70 %). Поэтому в базовой части образовательной программы главным образом рассматриваются вопросы, связанные с изучением современных проблем прикладной информатики в условиях информационного общества, применения методов математического моделирования, математических и инструментальных методов поддержки принятия решений, методологий и технологий проектирования информационных систем.<br />
В рамках направления ВПО «Прикладная информатика» выделены профили подготовки, которые углубляют знания и компетенции обучающихся в области информатизации в конкретных предметных областях. В настоящее время наиболее проработанными профилями подготовки являются «Прикладная информатика в экономике», «Прикладная информатика в менеджменте», «Прикладная информатика в образовании», «Прикладная информатика в юриспруденции» и др. Например, в образовательной программе профиля подготовки «Прикладная информатика в экономике» введены такие дисциплины, как: Управление корпорациями, Бухгалтерская и финансовая отчетность, Банковское дело, Корпоративные информационные системы, Информационные системы в бухгалтерском учете и налогообложении, Банковские информационные системы, Территориально-распределенные информационные системы. Аналогично в магистратуре специализированными программами являются: Информационные системы и технологии корпоративного управления, Консалтинг в сфере информатизации предприятий и организаций, Прикладная информатика в образовании и образовательных технологиях.<br />
<br />
Большое внимание в специализированной подготовке бакалавров и магистров по прикладной информатике уделяется обучению студентов по вариативным и элективным курсам, которые развивают профили подготовки и удовлетворяют индивидуальным потребностям студентов в специализации, формируя индивидуальные траектории обучения. Так, с точки зрения углубления компетенций в области проектирования и эксплуатации информационных систем студентам профиля «Прикладная информатика в экономике» предлагаются курсы: Реинжиниринг и управление бизнес-процессами, Управление информационными системами,<br />
<br />
Проектирование ИТ-инфраструктуры предприятия, Информационный менеджмент, Методика проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др. В магистратуре дисциплины по выбору направлены на освоение методологий и технологий осуществления различных видов работ, которые позволят магистрантам самостоятельно выполнять методическую работу по выбору и применению различных информационных технологий. К таким курсам для магистерской программы «Системы корпоративного управления» относятся: Архитектурный подход к развитию корпораций и информационных систем, Управление ИТ-инфраструктурой предприятия, Функциональная стандартизация ИКТ,<br />
<br />
Методологии создания и внедрения корпоративных информационных систем, Стратегическое планирование использования информационных систем, Методологии и технологии реинжиниринга и управления бизнес-процессами и др.<br />
Студенты бакалавриата и магистратуры на основе изучения дисциплин вариативной части имеют также возможность специализироваться в освоении различных видов информационных систем: интеллектуальных информационных систем, информационно-аналитических систем, систем электронного документооборота, систем электронного бизнеса и т.д.<br />
Таким образом, подготовка высококвалифицированных кадров по прикладной информатике уровня бакалавриата и магистратуры обеспечивает потребность экономики и управления в решении широкого спектра задач. А с учетом возможности углубления освоения компетенций по различным видам деятельности, классам информационных систем и предметных областей, такая подготовка определяет высокий уровень конкурентоспособности выпускников вузов по этому направлению на рынке труда в области информационно-коммуникационных технологий.<br />
<br />
</p>
В области создания и применения информационных технологий возрастает потребность в прикладных информатиках, обладающих развитыми компетенциями по формированию и реализации требований к информационной системе на всех этапах её жизненного цикла [1,2]. При этом для подготовки специалистов по направлению ВПО «Прикладная информатика» характерны следующие особенности:<br />
<br />
• проведение системного анализа предметных областей с целью построения эффективной архитектуры и инжиниринга предприятий и информационных систем;<br />
• владение методами и средствами проектной и эксплуатационной деятельности на различных стадиях жизненного цикла информационной системы;<br />
• способность работы, как в организациях, разрабатывающих ИКТ, так и в организациях, их внедряющих и эксплуатирующих.<br />
<br />
Профессионально-ориентированные компетенции закладываются у студентов в процессе освоения профессиональных дисциплин, а личностно-этические компетенции – в процессе освоения гуманитарных, социальных, экономических и управленческих дисциплин. Поэтому представляется полезным определять компетенции не только на уровне всей образовательной программы, но и на уровне отдельных учебных дисциплин. В этом случае сами дисциплины формируются исходя из близости компетенций, ориентированных на определенные результаты обучения. Применение компетентностного подхода изменяет порядок проектирования учебного плана по направлению от раскрытия компетенций через знания, умения, навыки к определению содержания дисциплин.<br />
<br />
Применение компетентностного подхода в формировании профессиональных образовательных программ в части практической деятельности вызывает необходимость максимальной ориентации на реальные профессиональные стандарты, определяющие компетентностные и квалификационные требования к выполняемым работам. В этом отношении большое значение имеют разработанные Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий профессиональные стандарты [3], основанные на Национальной рамке квалификаций РФ, которые четко определяют по уровням квалификации должностные обязанности, профессиональные компетенции, требования к образованию в области информационно-коммуникационных технологий. В качестве профессиональных стандартов, на которые ориентирована примерная образовательная программа по прикладной информатике, приводятся квалификационные требования (профессиональные стандарты) в области информационных технологий: «Специалист по информационным системам», «Специалист по информационным ресурсам», «Системный аналитик», «Системный архитектор».<br />
<br />
В примерной образовательной программе виды профессиональной деятельности конкретизированы с учетом уровня подготовки выпускников вузов: бакалавров или магистров. Хотя все виды профессиональной деятельности представлены в требованиях к образовательным программам и бакалавров, и магистров, тем не менее, для бакалавров акцент делается на проектную и производственно-технологическую деятельность, а для магистров – на организационно-управленческую, аналитическую и исследовательскую деятельность.<br />
<br />
В соответствии с двухуровневой схемой ВПО на первом уровне осуществляется базовая профессиональная подготовка бакалавров, а на втором уровне – специализированная подготовка магистров. Компетенции бакалавров прикладной информатики ориентированы на репродуктивную деятельность по решению стандартных типовых задач. В то же время подготовка магистров строится с точки зрения формирования способностей анализа и синтеза проектных решений, построения методик выполнения работ на различных стадиях жизненного цикла информационной системы.<br />
<br />
В профессиональном цикле подготовки бакалавров выделяются как общепрофессиональные дисциплины для всех компьютерных специальностей, находящиеся в блоке «Программно-технические средства» (Архитектура вычислительных систем и сетей, Операционные системы, Программная инженерия), так и специальные для прикладной информатики дисциплины, сгруппированные в блок «Информационные ресурсы и системы» (Информационные системы и технологии, Проектирование информационных систем», Базы данных, Проектный практикум, Информационная безопасность). Общий баланс трудоемкости образовательной программы позволяет значительное время (до 50 %) выделить на вариативную подготовку в зависимости от выбранного профиля.<br />
<br />
В структуре магистерской образовательной программы основной акцент делается на развитие специализаций (до 70 %). Поэтому в базовой части образовательной программы главным образом рассматриваются вопросы, связанные с изучением современных проблем прикладной информатики в условиях информационного общества, применения методов математического моделирования, математических и инструментальных методов поддержки принятия решений, методологий и технологий проектирования информационных систем.<br />
В рамках направления ВПО «Прикладная информатика» выделены профили подготовки, которые углубляют знания и компетенции обучающихся в области информатизации в конкретных предметных областях. В настоящее время наиболее проработанными профилями подготовки являются «Прикладная информатика в экономике», «Прикладная информатика в менеджменте», «Прикладная информатика в образовании», «Прикладная информатика в юриспруденции» и др. Например, в образовательной программе профиля подготовки «Прикладная информатика в экономике» введены такие дисциплины, как: Управление корпорациями, Бухгалтерская и финансовая отчетность, Банковское дело, Корпоративные информационные системы, Информационные системы в бухгалтерском учете и налогообложении, Банковские информационные системы, Территориально-распределенные информационные системы. Аналогично в магистратуре специализированными программами являются: Информационные системы и технологии корпоративного управления, Консалтинг в сфере информатизации предприятий и организаций, Прикладная информатика в образовании и образовательных технологиях.<br />
<br />
Большое внимание в специализированной подготовке бакалавров и магистров по прикладной информатике уделяется обучению студентов по вариативным и элективным курсам, которые развивают профили подготовки и удовлетворяют индивидуальным потребностям студентов в специализации, формируя индивидуальные траектории обучения. Так, с точки зрения углубления компетенций в области проектирования и эксплуатации информационных систем студентам профиля «Прикладная информатика в экономике» предлагаются курсы: Реинжиниринг и управление бизнес-процессами, Управление информационными системами,<br />
<br />
Проектирование ИТ-инфраструктуры предприятия, Информационный менеджмент, Методика проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др. В магистратуре дисциплины по выбору направлены на освоение методологий и технологий осуществления различных видов работ, которые позволят магистрантам самостоятельно выполнять методическую работу по выбору и применению различных информационных технологий. К таким курсам для магистерской программы «Системы корпоративного управления» относятся: Архитектурный подход к развитию корпораций и информационных систем, Управление ИТ-инфраструктурой предприятия, Функциональная стандартизация ИКТ,<br />
<br />
Методологии создания и внедрения корпоративных информационных систем, Стратегическое планирование использования информационных систем, Методологии и технологии реинжиниринга и управления бизнес-процессами и др.<br />
Студенты бакалавриата и магистратуры на основе изучения дисциплин вариативной части имеют также возможность специализироваться в освоении различных видов информационных систем: интеллектуальных информационных систем, информационно-аналитических систем, систем электронного документооборота, систем электронного бизнеса и т.д.<br />
Таким образом, подготовка высококвалифицированных кадров по прикладной информатике уровня бакалавриата и магистратуры обеспечивает потребность экономики и управления в решении широкого спектра задач. А с учетом возможности углубления освоения компетенций по различным видам деятельности, классам информационных систем и предметных областей, такая подготовка определяет высокий уровень конкурентоспособности выпускников вузов по этому направлению на рынке труда в области информационно-коммуникационных технологий.<br />
<br />
</p>
Список использованных источников
- 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) «Бакалавр»), 2009
- 2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) «Магистр»), 2009
- 3. Профессиональные стандарты в области информационных технологий – М.: АПКИТ, 2008
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
|