Смыслоориентированное преподавание ИТ-технологиям в условиях технического вуза

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Храмов Владимир Викторович, кандидат технических наук, доцент
Ростовский государственный университет путей сообщения
В докладе рассматриваются вопросы смыслоцентрирования процесса образования, обеспечивающего целенаправленное формирование задаваемых свойств будущего специалиста, исходя из целостного восприятия личности.

Современной науки о человеке: аксиология, культурология и, тем более, психология и педагогика, активно и эффективно используют категорию смысла. Каждое из этих направлений, изучает свои проекции смысла, однако их взаимные связи для многих исследователей уже несомненны.  

Формируется  интегративная сфера познания – общая теория смысла, в которой предполагается не фрагментарное видение отдельных категорий, проекций личности но непрерывное, динамичное, относящееся к сложным развивающимся и открытым системам, имеющим свою архитектуру. В этом новом видении важны многие детали, особенно  на сопряженных, пересекающихся областях, их взаимодействие и генерация  нового качества, известного как эмерджентность, применительно к техническому образованию - это «инженерное мышление».

Исследуя конкретные смысловые подходы в различных науках можно построить обоснованную модель личностно-смыслового пространства.

Учебный процесс с позиций смысла отличается особенной спецификой.  Он оказывается тем общим полем, на котором каждая из отраслей наук в состоянии испытывать свои смыслоориентированные подходы. В учебной  деятельности синтезируемая архитектура смыслового пространства описывается как задача, цель, целеполагание; в содержании учебного процесса – как особая форма культуры, как «откристаллизованные смыслы»; в протекании учебного процесса – как переживания его участников: учителя и учащихся.

Учебный процесс, взятый в этом ракурсе, предстается как смысловая реальность, и выступает как объект исследования. Как же ведет себя архитектура смыслового пространства в этой управляемой динамично меняющейся обстановке? Управление «динамикой архитектуры смысла», заложенное в обучении и подлежащее анализу, не является фактором, однозначно ограничивающим смысловое «волеизъявление» обучаемого. Оно способно повысить эффективность обучения, при определенных условиях войдя в резонанс с исходной смысловой структурой сознания ученика.

Для реализации смыслодидактики, в первом приближении, в качестве индикаторов могут использоваться результаты комплексного тестирования, оценок различных компетенций обучаемых, как нечетких проекций «ядерных» образований, каковыми и являются «профессиональные смыслы».

В РГУПС разработаны методики оценки некоторых смыслов по результатам совместного тестирования знаний в математике, информатике одновременно с психологическим тестированием. Анализ результатов такой работы показывает возможность и необходимость использования методов интеллектуальной обработки данных при принятии решений для организации структур практических занятий и самостоятельной работы студентов.
Тип выступления  Стендовый доклад