Развитие творческого потенциала специалиста посредством интерактивного диалога

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Темербекова Альбина Алексеевна, доктор педагогических наук, доцент
Горно-Алтайский государственный университет
В статье рассматриваются особенности и пути формирования и развития творческого потенциала будущего учителя в условиях использования в учебном процессе интерактивных технологий обучения.

 

В информационном обществе с базовым образовательным ориентиром  –  образованием на всю жизнь – проблемы саморазвития и самообразования обучающегося являются определяющими. Высокие информационные технологии, внедряемые в образовательный процесс, направлены на то, чтобы образование постоянно создавало для них необходимую интеллектуальную базу, целостно и последовательно развивало каждую личность в отдельности. Интерактивные технологии, методы и средства получения, преобразования, хранения и использования информации, которым сегодня уделяется достаточно много внимания, способны развивать личность и формировать ее творческий потенциал.

Научный интерес к проблемам использования интерактивного диалога в учебном процессе как одной из характеристик профессионального образования в современном мире связан с глобальным социальным процессом производства и использования информации как общественного ресурса, обеспечивающего интенсификацию экономики, ускорение научно-технического процесса, процессов демократизации и интеллектуализации общества. Для будущего учителя математики это создает принципиально новые возможности для организации учебного процесса, становится интеллектуальным ядром, являясь современным набором методов и приемов обучения.

Интерактивные технологии представляют собой один из ведущих факторов формирования личности, так как наиболее высокое качество усвоения учебного материала достигается при непосредственном сочетании слова преподавателя и предъявляемого обучающимся изображения в процессе обучения. В связи с этим, применение интерактивных технологий позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых, что оказывает существенное влияние, прежде всего, на первоначальный этап усвоения знаний – ощущение и восприятие. Процесс запоминания, как логическое завершение процесса усвоения изучаемого материала, способствует закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогает запечатлеть логическую нить учебного материала, систематизировать изученный материал.

Практика проведения учебных занятий с помощью интерактивных технологий обучения показывает, что они способствуют формированию творческого потенциала обучающегося.

В ходе освоения и использования интерактивных технологий изменяется позиция обучающегося. Это связано, прежде всего, с преобразованием и «обогащением психической деятельности за счет ее опосредования информационными технологиями, алгоритмизация мышления, углубление символического опыта и развитие воображения, усиление позитивных интересов» [1, С. 41]. Следовательно, использование интерактивных технологий в учебном процессе достаточно значимо, так как оно выступает  в качестве помощника и преподавателю, и обучающемуся, являясь одновременно средством развития  творческой составляющей последнего. Их применение дает достаточно большие возможности для формирования и развития у обучающихся способности читать информацию в виде таблиц, графиков и др., формирования соответствующих типов мышления, развития творческого потенциала,  культуры и элементов самообразования.

Следует отметить, что в силу наглядности и лаконичности, графическое представление информации формирует и осуществляет поддержку работы образовательной предметной среды. Способствуя визуальному восприятию информации, интерактивный диалог, моделирует образовательные комплексы и формирует образовательные конструкции, включающие как теоретический, так и практический предметный материал по дисциплине. Это отмечается и в ряде исследований  (М.В. Апалькова, П. В. Беспалов, В. Г. Буров, Б. С. Гершунский, А. И. Глушко и др.), в которых отмечается, что процесс обучения дисциплинам может быть более эффективным, а качество успеваемости значительно повысится, если использовать на занятиях компьютер и интерактивную доску.

Характеристика диалога как некоторого элемента семантической связи в учебном процессе  позволяет определить его как «двусторонний обмен информацией и управляющими сигналами между человеком и компьютером в форме вопросов и ответов в темпе, удобном для человека» [2]. В большинстве педагогической литературы под интерактивным диалогом подразумевается компьютеризированный диалог, в котором пользователь программа выводит информацию на экран дисплея. В этой связи, опираясь на  разные механизмы организации такого диалога, к понятию диалога близко понятие диалоговой системы (dialogsystem, conversationalsystem) [3], которая рассматривается как система программ и аппаратных средств, обеспечивающая диалоговый режим взаимодействия пользователя с исполняемой программой.

Множественные научные подходы к понятию диалога показали, что рассматриваемое с различных точек зрения, это понятие базируется на философском смысле, понимающем «диалог» (греч. dialogos – беседа) как взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание [4]. В педагогическом смысле феномен диалога со-направлен с пониманием его как педагогического явления, включающего применение в учебном процессе «интерактивного обучения»  (от англ. interation – взаимодействие), ориентированного на взаимодействие обучающегося с образовательной средой.

В условиях информатизации сферы образования интерактивное обучение занимает сегодня первостепенную роль в образовательном процессе. В результате его использования обучающийся становится полноправным участником процесса, раскрывающего совершенно иные позиции сторон учебного процесса, а в процессе подготовки учителя интерактивное обучения является важнейшим стимулирующим мотивом профессиональной подготовки.

Возможности дисциплины «Методика преподавания математики», которая преподается студентам вуза, велики. Многолетнее изучение педагогического феномена – информационной компетентности личности – показало, что она представляет собой интегральное многоуровневое, профессионально значимое личностное образование, которое проявляется в способности оперирования различного рода информацией в педагогической деятельности, состоящую из ценностно-мотивационного, профессионально-деятельностного и рефлексивно-коммуникативного компонентов, выполняющую информационную, ориентационную, мобилизующую, организационную, конструктивную, коммуникативную, развивающую функции и обладающую свойствами (субъектность, структурированность, аккумулятивность, динамичность, интегративность, полифункциональность). В монографии автора статьи информационная компетентность учителя математики рассматривается комплексно: как ценность (государственная, общественная, социальная, личностная), представляющая собой объективное  качественное явление, определяющее возможности развития образовательного пространства посредством формирования современного информационно компетентного личности; как система организации знаний, умений, проявляющихся в способности оперировать разного рода информацией в педагогической деятельности; как результат собственных внутренних сил личности, в частности, направленных на осмысление своей роли и на самооценку своей информационной деятельности; как процесс, по окончании которого человек достигает более высокого уровня сформированности исследуемой компетентности [5, с. 93].

В Горно-Алтайском государственном университете осуществляется подготовка бакалавров по направлению 010100 Математика. При сдаче государственного экзамена по методике преподавания математики (МПМ) выпускник вуза может преподавать в школе математику. Поэтому при изучении методики преподавания математики необходимо научить студентов  владеть компетенциями, необходимыми для будущей профессиональной деятельности [6].

Одной из составляющих творческого потенциала будущего учителя математики является умение применять интерактивные технологии в работе с информацией и в учебном процессе. В этой связи  на каждом учебном занятии по МПМ используются информационные ресурсы и интерактивные технологии, ориентированные на конкретное методическое содержание.

В процессе преподавания методики преподавания предмета выявлено, что практически при изучении любой темы школьного курса возможно использование активных форм работы с учебной информацией. SmartNotebook– программа, позволяющая выполнять своего рода серию интерактивных элементов к уроку. Документ программы состоит из отдельных интерактивных страниц, сменяющих друг друга в произвольном порядке. Программа сопровождается коллекций для учителя, которая постоянно обновляется. Вся задача преподавателя математики сводиться здесь к тому, чтобы, освоив практические приемы работы с программой, находясь непосредственно у доски, научиться технически изобретательно и методически грамотно применять полученные умения и навыки при подготовке и проведении урока математики или учебного мероприятия.

Следует отметить, что интерактивное обучение,  как и любая другая целостная  дидактическая система, представляет собой огромный потенциал для творческого проявления возможностей учителя математики в будущем. Сохраняя конечную цель и основное содержание предмета, кардинально видоизменяют формы и приемы ведения учебных занятий. Для эффективного проведения занятий с использованием интерактивной доски разработан алгоритм, следуя которому преподаватель может успешно подготовиться к занятию. Он состоит из следующих последовательных этапов:

1. Определение темы, цели, задач и типа учебного занятия.

2. Моделирование поэтапной структуры урока в соответствии с главной целью учебного занятия.

3. Вставка инструментария интерактивной доски в общую структуру урока, изучение необходимости включения интерактивных элементов.

4. Хронометрирование интерактивных вставок с учетом возрастных особенностей обучаемых и в соответствии с  санитарными  нормами использования компьютерной техники.

5. Составление подробного сценария учебного занятия.

6. Апробация учебного занятия, его анализ и корректировка методики его проведения.

Занятия по МПМ сопровождаются семинарскими занятиями, на которых студенты апробируют и корректируют разработанные занятия, по результатам фрагментов проводится  их логико-дидактический и методический анализ. Такие профессионально-значимые личностные качества будущего учителя математики, как осознание перспективы собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля, готовность и способность к самообучению и непрерывному образованию, непосредственно связаны с развитием у будущих учителей информационной компетентности. В процессе изучения МПМ с использованием интерактивных технологий  у студентов формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую образовательную информацию для того, чтобы затем организовать, преобразовать, сохранить и передать её в дидактических целях. Интерактивный диалог обеспечивает творческое развитие практических навыков будущей профессиональной деятельности в работе с информацией, содержащейся в физико-математических предметах и образовательных областях.

Развитие творческого потенциала будущего учителя математики в процессе методического курса является важной составляющей общематематической подготовки специалиста. Предмет МПМ призван подготовить студента к использованию информационных ресурсов различного уровня в сфере методики математики и ее приложений. Эффективность использования интерактивного диалога с помощью средств информационных технологий в процессе изучения дисциплины и самостоятельной работы студентов во многом зависит от успешности решения задач методического характера. С этой целью при изучении методического курса в учебном процессе используются разного рода информационные источники: учебники, учебные пособия, электронные учебные издания, включающие как учебный теоретический материал, так и комплексные лабораторные  работы, позволяющие развить навыки сбора, хранения и переработки учебной информации. Интерактивный диалог, в процессе которого формируется творческий потенциал будущего учителя математики, развивает и другие качественные характеристики, такие, например, как графическую культуру обучающихся [7].

Таким образом, использование интерактивного диалога в учебном процессе позволит:  моделировать различные педагогические ситуации информационной образовательной среды с применением цвета, графики, звука, современных средств видеотехники; развивать творческие и познавательные способности обучающихся в процессе интерактивных образовательных технологий; формировать познавательный интерес обучающихся к предмету изучения; способствовать развитию творческого потенциала посредством внедрения интерактивных технологий обучения и использования в учебной процессе интерактивного диалога.

Список использованных источников
  1. 1. Беспалов, П. В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения / П. В. Беспалов // Педагогика. 2003. № 4. С. 41.
  2. Диалог / Визуальный словарь. Режим доступа: http://vslovar.ru/comp/274.html. Дата обращения: 18.07.2012.
  3. 1. Диалоговая система / Визуальный словарь. Режим доступа: http://vslovar.ru/comp/275.html. Дата обращения: 20.11.2012.
  4. 4. Интерактивное обучение. Режим доступа: http://vslovar.ru/fil/372.html. Дата обращения: 12.09.2012.
  5. Темербекова, А.А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: монография / А.А. Темербекова; под ред. С. Б. Серяковой. М.: МПГУ, 2009. 281 с.
  6. 1. Темербекова, А.А. Методика преподавания математики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений // А.А. Темербекова, И.В. Чугунова, Г.А. Байгонакова. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. 355 с.
  7. Чугунова И. В. Формирования графической культуры обучающихся методом интерактивного диалога: монография / И. В. Чугунова, А. А. Темербекова, Г. А. Байгонакова. Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2012. 195 с.
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  обучение, развитие, творческий потенциал, технологии, интерактивные технологии.