Кластерный подход в производственной практике студентов-информатиков

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Лыскова Вероника Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина
Обсуждаются задачи, особенности и результаты производственной практики студентов-информатиков в условиях кластерного подхода. Выполнение коммерческих результатов обеспечивается посредством юридического, материального и финансового сопровождения ООО «ИТ-Меридиан».

 

Современный рынок ИТ предъявляет новые требования к студенту-информатику Вуза при прохождении производственной практики: он должен уметь владеть ИТ-технологиями, уметь принимать решения  при выполнении ИТ-проекта, брать на себя ответственность, заключать договора на выполнение работ,  оформлять интеллектуальную собственность, проявлять качества лидера. Эти качества, необходимые для выполнения ИТ-проекта  характерны больше для участников рынка ИТ-услуг, чем для студентов-информатиков.

В связи в с этим, в основу производственной практики на кафедре информатики и информационных технологий Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина положена инновационная модель, сочетающая традиционный процесс прохождения практики под руководством преподавателя Вуза и социальное партнерство в области ИТ. Кластерный подход [1-3] позволяет создавать ИТ-проект для социального партнера и формировать практические навыки оформления и внедрения интеллектуальной собственности в области ИТ.

Кластер по направлению ИТ включает: от вуза - руководителя по производственной практике, студентов по производственной практике, консультантов в области охраны и оформления интеллектуальной собственности; от региона - социальных партнеров в области ИТ; консультантов-программистов в области ИТ; от бизнеса - Биржу  ИТ-заказов для студентов, малое предприятие ИТ-Меридиан[4] для юридического и экономического сопровождения заключения и выполнения договоров; от государства ФГУП НТЦ «Информрегистр» для оформления интеллектуальной собственности (или ФИПС и другие организации)

Задачи производственной практики:

  1. Самостоятельный поиск социального партнёра и оформление заказа на разработку информационного ресурса.
  2. Поиск социального партнера может быть осуществлен самостоятельно или через систему заказов ООО «ИТ-Меридиан»,  «Биржу ИТ-заказов студентам».
  3. Разработка технического задания на создание ИТ-проекта.
  4. Заключение договора о выполнении НИР с социальным партнером на выполнение работ. Оформление договора осуществляет ООО ИТ-Меридиан. 
  5. Создание ИТ-проекта.
  6. Внедрение информационного ресурса на предприятии социального партнёра.
  7. Подписание акта приёмки-сдачи работ.
  8. Оформление интеллектуальной собственности. Информационные ресурсы, созданные, в результате производственной практики, регистрируются студентами в Депозитарии электронных изданий НТЦИнформрегистр (www.inforeg.ru) .

Отметим особенности производственной практики, организованной в условиях кластерного подхода:

  • студенты имеют изначальную мотивацию в приобретении дополнительных знаний в области ИТ;
  • студенты хотят выполнять социально-значимые проекты для регионального бизнеса, зарабатывать деньги за свою работу и берутся за выполнение инновационных проектов;
  • ИТ-проекты доводятся до внедрения, следовательно, студент становится востребованным ИТ-специалистом еще до окончания университета.
Список использованных источников
  1. Юрьев В.М., Чванова М.С. Кластерный подход в подготовке специалистов наукоемких специальностей // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. № 5. Ч. 1. С. 872-876.
  2. Юрьев В.М., Чванова М.С., Передков В.М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 5 (49). C. 7-12.
  3. Лыскова В.Ю., Королева Н.Л. Внедрение кластерного подхода на кафедре информатики и информационных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2010. Т. 15. № 6. С. 1966-1968.
  4. Лыскова В.Ю. Практика кластерного подхода: активизация познавательной деятельности студентов-информатиков на основе малого инновационного предприятия «ИТ-Меридиан» // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т. 2. № 18. С. 59-63.
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  кластерный подход, студенты-информатики, высшее образование, производственная практика, ИТ-проект, интеллектуальная собственность