Дидактические условия построения интерактивных электронных учебников на основе дистанционных технологии и технологии мультимедиа
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)
Быстрое развитие информационных технологий привело к возможности создания интерактивных приложений и использования дистанционных технологий и технологии мультимедиа в образовательном процессе.
Проведенные нами исследования показали, что эффективность образовательного процесса в наибольшей степени определяется качеством электронных учебников на основе дистанционных технологий и технологии мультимедиа. Качественное использование электронных учебников в образовании может быть достигнуто за счет учета психолого-педагогических факторов, влияющих на развитие личности в целом. Это возможно при создании целостных электронных учебников (ЦЭУ) на основе дистанционных технологий и технологии мультимедиа. ЦЭУ отличаются от других программных средств учебного назначения целостностью и единством применения в процессе обучения информационных, дистанционных и традиционных технологий обучения.
Факторами проектирования и создания эффективных целостных электронных учебников (ЦЭУ) на основе дистанционных технологий и технологии мультимедиа для разработчика является наличие:
· социального заказа;
· соответствующих инструментальных средств;
· технических средств;
· аналогов теоретических разработок и документации в области создания электронных учебников;
· финансовое обеспечение процесса разработки электронных учебников;
· наличие в образовательном учреждении подготовленных специалистов для создания этих продуктов.
Кроме того, важное значение имеет знание уровня подготовки педагогов и обучающихся, осуществление обратной связи разработчика и потребителя.
Эффективное использование ЦЭУ обеспечивается:
· интерактивностью ЦЭУ;
· положительной мотивацией и профессиональной ориентацией ЦЭУ;
· возможностью осуществления дистанционного обучения и индивидуального темпа процесса обучения;
· своевременным контролем полученных знаний;
· представлением справочной информации и выходом в информационную базу, содержащую решение конкретных задач;
· возможностью моделировать ситуации и погружаться в информационную модель обучения;
· адаптивностью ЦЭУ к уровню подготовки обучающихся;
оперативной обратной связью.
Наши исследования показали, что для целенаправленного использования ЦЭУ в педагогическом процессе необходиы следующие условия:
· высокий профессионализм педагогического состава;
· соответствующего дидактического и методического обеспечения;
· современных высококачественных программных продуктов, разработанных на основе дистанционных технологий и технологии мультимедиа;
· проведение постоянных мероприятий по повышению квалификации педагогов, использующих ЦЭУ учебного назначения на базе дистанционных технологии и технологии мультимедиа;
· подготовка обучающихся для работы в компьютеризированной среде;
· формирование у педагогов постоянной потребности применять информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Нами были выявлены дидактические условия применения дистанционных технологии и технологий мультимедиа при создании электронных учебников. К ним относятся следующие:
· качественный педагогический сценарий электронного учебника;
· учет психолого-педагогических аспектов, направленных на формирование личности;
· наличие качественного методического сопровождения по использованию электронных учебников на основе дистанционных технологий и технологии мультимедиа;
· уровень сформированности и потребности педагогов в применении электронных учебников и дистанционных технологий и технологии мультимедиа;
· уровень сформированности компьютерной культуры педагога.
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования |
Среднее профессиональное Высшее профессиональное |
|