Стилевые аспекты реализации электронного образования
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)Образовательные процессы резко меняются на наших глазах – изменяются не только парадигмы, концепции, технологии, методики, но и сами участники образовательного процесса. Информатизация образования, обеспечивая его методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, инициирует также процессы создания методических систем обучения и соответствующих программных средств, нацеленных на развитие обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания. Признание факта индивидуальности каждого из учащихся не только в физиологическом и психологическом, но и когнитивном плане, неизбежно приводит к смещению фокуса внимания педагогов и разработчиков электронных дидактических посредников в сферу учета стилевых аспектов участников учебного процесса.
В ЛГПУ в течение последних 10 лет проводятся систематические исследования по направлениям:
· стилевые проявления участников образовательного процесса (возможности их идентификации) и их классификация (стили кодирования, учения, преподавания, когнитивные стили);
· анализ полемики в педагогической среде по вопросу – насколько учет этих стилей существенен для успеха в обучении, в том числе, опосредованном ИКТ;
· поиск зон проявления стилевых характеристик у программных средств, разработка методик их возможного определения.
Среди наиболее существенных результатов исследований:
• вывод о явном или латентном проявлении стилевых особенностей создателей компьютерных средств обучения в различных элементах разрабатываемых продуктах (базовая концепция и методология организации работы с ПО, способы акцентирования значимых функций и материалов, виды диалога);
• установленная связь повышенной требовательности пользователя к степени представленности в обучающих продуктах его собственных стилевых предпочтений (по стилям учения) [1];
• методика полуколичественной оценки доминирующих стилей преподавания, характерных для программных средств учебного назначения [2];
• вывод о наличии влияния самих программных средств на стилевые проявления участников учебного процесса (как в позитивном, так и в негативном отношении).
Авторы считают, что информационные материалы, связанные с названными тенденциями и проблемами учета стилевых особенностей целесообразно включать в программы будущих разработчиков программных средств, в том числе, и учебного назначения. Кроме того, информация о стилевой ориентации обучающих программных продуктов может стать одним из значимых ориентиров при выборе оптимального программного обеспечения преподавателем или учащимся, уточняющим их потребительские качества.
- 1. Боброва, Л. Н., Никулова, Г. А. Расширение критериального диапазона оценивания программных продуктов учебного назначения // Образовательные технологии и общество. Т. 14. № 2. 2011. – С. 382-406.
- 2. Боброва, Л. Н., Никулова, Г. А. Программные средства учебного назначения: проявление ролевого стиля преподавания // Образовательные технологии и общество. Т. 15. № 2. 2012. – С. 493-516.
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | стилевые проявления в электронном образовании, программные средства учебного назначения, стили учения, стили преподавания |
|