Практические аспекты информатизации инженерного образования

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Бунаков Павел Юрьевич, доктор технических наук, Благодарность губернатора Воронежской области
ГОУ ВПО "Московский государственный областной социально-гуманитарный институт"
Рассматриваются проблемы использования систем автоматизированного проектирования для подготовки инженерных кадров, способных к эффективной профессиональной деятельности в условиях современного промышленного производства.

 

Современная промышленность базируется на наукоемких технологиях не только в области производства, но и в области проектирования. Ключевой тенденцией информатизации процессов проектирования является внедрение высокоинтегрированных систем, охватывающих единым информационным пространством все проектно-производственные этапы жизненного цикла изделий. Это приводит к тому, что стремительно возрастает потребность предприятий в инженерно-технических кадрах нового поколения, совмещающих глубокие знания в своей предметной области с умением профессионально применять технологии автоматизированного проектирования для аргументированного принятия проектных решений, компьютерного моделирования процессов при их анализе и синтезе, быстрого и качественного формирования технической документации.

Информатизации высшей школы уделяется большое внимание в ходе реформы системы образования. Это естественно, поскольку информационные технологии с одной стороны интегрируют теоретические знания по специальности с практическими навыками работы в специализированных автоматизированных системах, а с другой – стороны изменяют и совершенствуют методики изучения общетехнических дисциплин. Однако в настоящее время информатизация имеет преимущественно техническую направленность и сводится к проблемам оснащения учебных классов компьютерной техникой и программным обеспечением. Это важное необходимое, но далеко не достаточное условие подготовки квалифицированных и современно мыслящих технических специалистов, способных к инновационной деятельности.   

Основными проблемами внедрения современных автоматизированных систем в инженерное образование являются:

– недостаточное финансирование, особенно остро ощущаемое в учебных заведениях, ориентированных на подготовку специалистов регионального уровня;

– кадровая проблема: высокий средний возраст профессорско-преподавательского состава является плюсом с точки зрения обеспечения преемственности и стабильности, но быстро развивающиеся информационные технологии глубже воспринимают и лучше доносят до студентов именно молодые преподаватели;

– отсутствие у большинства вузов стратегических планов информатизации, хотя общеизвестно, что это не единичный акт, а долгосрочная стратегия развития;

– низкий уровень интеграции между вузами в плане разработки и тиражирования типовых решений, а также между вузами и предприятиями;

– недостаточное количество профессионального программного обеспечения, предоставляемого в режиме «облачного» или свободного доступа;

– не проработанность гуманитарных аспектов информатизации технического образования, связанных с правильным пониманием ее роли и места, как в учебном процессе, так и в будущей профессиональной деятельности.

В связи с этим необходимо переосмыслить и модифицировать существующую концепцию информатизацииобразования, учитывая, что она неотделима от общих проблем высшей школы. При этом следует четко представлять, что мировая конкурентная среда, правила которой Россия приняла, вступив в ВТО, объективно заинтересована в сохранении того отставания в технологическом развитии многих отраслей, которое характеризует современный уровень развития производства.

Список использованных источников
  1. 1. Федосов, Е.А. Машиностроение на современном этапе развития [Электронный ресурс] / http://www.mashportal.ru/machinery_russia-13.aspx
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  автоматизация проектирования, информатизация, учебный процесс