Педагогическое взаимодействие при использовании информационных образовательных технологий в вузе
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)Взаимодействие – одна из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга и на другие объекты [1]. Учебное взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон – обучающегося – обучающего, выступающих в позиции субъектов.
Педагогическое взаимодействие – систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий преподавателя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны обучающегося. Социально-психологический стержень педагогического взаимодействия – профессионально-педагогическое общение – обмен информацией, межличностное познание, организация и регуляция взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств; педагог выступает здесь как активатор и организатор этого процесса [2].
Для создания ситуаций взаимодействия проектируются условия, способствующие:
– активному включению всех участников образовательного процесса в обсуждение и принятие решений на различных этапах организации взаимодействия (дискуссии);
– исследовательской позиции всех субъектов образования (совместные исследования);
– объективации поведения, что предполагает получение постоянной обратной связи (квазипрофессиональная деятельность);
– партнёрскому общению, что означает принятие ценности
личности каждого, его мнения, интересов, особенностей (взаимовлияние).
Вышеперечисленные условия могут быть созданы при использовании информационных образовательных технологий. При этом взаимодействие опосредуется, как и вся познавательная деятельность, средствами информационных образовательных технологий.
Основные функции педагога, которые могут принять на себя информационные технологии [3]:
- предъявление учебной информации;
- информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;
- моделирование и демонстрация объектов, явлений и процессов;
- производство измерений с помощью ЭВМ; имитация средств измерения и выполнение рутинной части обработки результатов измерений;
- обеспечение различных игровых форм занятий;
- тренаж навыков и умений различного характера, решение задач;
- контроль и оценка знаний и умений.
На долю преподавателя остается:
- постановка учебных задач;
- создание интенсивно-структурированного, легко воспринимаемого и интерактивно-удобного знания;
- общее управление процессом взаимодействия между обучающимися и усваиваемым им знанием;
- обсуждение проблем (ведение дискуссий);
- организация творческого процесса;
- мотивирование и стимулирование учебной деятельности;
- оказание помощи обучающимся (там, где помощи компьютера недостаточно);
- анализ хода занятий и подведение итогов.
Ключевым звеном взаимодействия является преподаватель – носитель предметных знаний, опыта, обладатель педагогического и профессионального мастерства.
- 1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 1999. – 360 с. 2. Кан-Калик, В.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования / В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1985, № 4. 3. Кречетников, К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе / К.Г. Кречетников. – М.: Изд-во Госкоорцентр, 2002. – 296 с.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | Педагогическое взаимодействие, профессионально-педагогическое общение, информационные образовательные технологии, функции педагога |
|