Инновационные методы обучения в современном вузе
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)В последние годы широко обсуждается вопрос о качестве образования в российских вузах. Одним из основных путей решения проблемы совершенствования подготовки студентов в современном вузе является внедрение интерактивных форм обучения, т.к. в условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
· пробуждение у обучающихся интереса;
· эффективное усвоение учебного материала;
· самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
· установление воздействия между студентами – умение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова;
· формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование жизненных и профессиональных навыков; выход на уровень осознанной компетентности студента.
К интерактивным методам могут быть отнесены следующие:
· дискуссия;
· эвристическая беседа;
· «мозговой штурм»;
· ролевые, «деловые» игры;
· тренинги;
· кейс-метод;
· метод проектов;
· исследовательский метод;
· групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.
Наиболее приемлемыми методами формирования основных компетенций являются метод проектов и исследовательский метод. Первый метод способствует развитию познавательных навыков студентов, умения самостоятельно мыслить, выявлять и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Второй методдает возможность понять ход научного исследования, различной трактовки полученных данных и нахождения правильной, соответствующей реальности, точки зрения. Применение этих методов позволяет:
· активизировать и повысить качество процесса обучения;
· сформировать высокий уровень знаний, умений и практических навыков использования информационных технологий обучаемыми;
· создать и обеспечить доступ для студентов и преподавателей к информационным образовательным ресурсам;
· применять индивидуальный подход к обучаемым;
· расширить возможности самостоятельной работы студентов;
· использовать современные способы контроля знаний;
· моделировать реальные процессы и т.д.
Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий является одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата на основе ФГОС. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью основных образовательных программ (ООП), особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. По многим направлениям подготовки в целом они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | интерактивные формы обучения, метод проектов, исследовательский метод |
|