Видеосеминары и их место в рабочих учебных планах
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)
Внедрение в вузах новых форм обучения является ключевой стратегической задачей, от решения которой зависит дальнейшее развитие высшего учебного заведения.
Западные университеты активно используют возможности, предоставляемые современными цифровыми технологиями. Так, MTIеще десяток лет назад запустил программу OpenCourseWare. Университет Беркли пошел еще дальше, начав выкладывать свои лекции на YouTubeи iTunes. Гарвард, Стэнфорд и Йель позже последовали его примеру. В России информационные технологии были задействованы при переобучении сотрудников Госдумы, Федерального собрания, Центрального банка, Внешторгбанка и других организаций. Курсы видеолекций выложены и на сайтах многих российских вузов.
Еще одной формой обучения являются видеосеминары. В отличие от лекций форма семинарских занятий предусматривает обсуждения учебного материала в высшей школе с целью углубленного изучения дисциплины, развития научного мышления, умения активно участвовать в научной дискуссии, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.
В настоящее время семинары в традиционной форме включены в учебные планы всех вузов России, однако видеосеминары там являются пока редкостью.
Преимущества, которые обеспечивает видеосеминар:
· вовлечение в обсуждение ИТ-проблем редких специалистов из сферы бизнеса;
· взаимодействие российских и западных вузов в форме обсуждения вопросов, предложенных для обсуждения;
· расширение списка дисциплин по выбору при формировании индивидуальных планов студентов.
На факультете бизнес-информатики НИУ ВШЭ проводится работа по включению видеосеминаров в учебные планы. Апробация ведется в рамках научного семинара "Управление жизненным циклом информационных систем", организованного кафедрой корпоративных информационных систем и пермским филиалом НИУ ВШЭ. Совместно с компанией INLINETECHNOLOGIESбыл подготовлен и проведен видеосеминар по ITSM-консалтингу.
В формате видеосеминара проводится обсуждение курсовых, выпускных и научных работ студентов между филиалами НИУ ВШЭ.
Как показывает опыт проведения видеосеминаров, для их реализации требуется специальная подготовка, а именно:
· согласование расписания занятий;
· проведение занятий по теме планируемого семинара;
· подготовка, установка и проверка технического оборудования.
К положительным результатам проведения видеосеминаров следует отнести:
· интерес студентов и преподавателей к новой форме реализации семинарских занятий;
· более серьезную подготовку студентов к участию и выступлениям на семинаре;
· обмен опытом преподавания дисциплины.
Очевидно, что предложенная форма обучения должна активно использоваться в учебном процессе и занять достойное место в рабочих планах.
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | видео семинар |
|