Организация процесса подготовки специалистов радиотехнического профиля в среде спо с использованием IT - технологий

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Авторы: Мосягина Надежда Геннадьевна 1, кандидат технических наук, медаль «За вклад в развитие образования», серебряная медаль ВВЦ
Григорьева Анна Анатольевна 2
Денисов Анатолий Петрович 3, профессор
1 Технический колледж федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тамбовский государственный технический университет", 2 Технический колледж ГОУ ФВПО Тамбовский государственный технический университет, 3 Технический колледж ГОУ ФВПО Тамбовский государственный технический университет
Доклад посвящен актуальной проблеме подготовки специалистов радиотехнического профиля, повышения качества обучения в учреждениях среднего профессионального образования на основе IT - технологий.

Одними из наиболее востребованных направлений подготовки специалистов в    Техническом колледже ФБГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» является подготовка студентов по специальностям радиотехнического профиля (140409 Электроснабжение, 210414 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники).

Среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по данному направлению, можно выделить следующие:

- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

- умение ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

- умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

- умение осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- владение информационно-коммуникационными технологиями;

- способность работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

- владение необходимыми профессиональными компетенциями, соответствующими основными видам профессиональной деятельности

Эффективным инструментом реализации указанных требований, успешного освоения основной профессиональной образовательной программы являются IT- технологии.

Одним из основополагающих принципов организации учебного процесса в колледже является принцип интерактивности обучения, предполагающий совместную деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала, овладения профессиональными навыками, организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к успешному решению профессиональных задач.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют организовать различные формы групповой работы: индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, конференции, круглые столы, деловые игры, работу с источниками информации, общение в сетевых сообществах, а также использовать разнообразные электронные дидактические средства и технические средства поддержки образовательного процесса.

Проектирование электронных дидактических средств - электронных учебников, лабораторных практикумов, демонстрационных учебных программ производится сотрудниками и студентами колледжа в соответствии с государственным образовательными стандартами третьего поколения, учебным планом, требованиями, предъявляемыми к содержанию учебных дисциплин, с учетом особенностей многоуровневой подготовки специалистов.

 Для указанного направления подготовки были созданы учебники по курсам «Методы расчета электрических цепей», «Сведения о сетях  и технологиях», «Конструирование радиоэлектронной аппаратуры» и др., виртуальные лабораторные практикумы, позволяющие отрабатывать практические навыки подготовки, моделирования технологических процессов.

Рис.1 Окно электронного учебника «Методы расчета электрических цепей»

 

Преподавателями колледжа собрана медиатека презентационного материала, демонстрируемого при проведении уроков теоретического обучения и практических занятий, который может быть использован в процессе самоподготовки обучающихся.

Тесты используются для организации процесса контроля знаний студентов колледжа на различных этапах обучения (текущий, рубежный, итоговый контроль). Тесты создаются в программе tTester, представлены в виде заданий разного уровня: выбор одного из нескольких ответов, установление правильной последовательности, ввод собственного ответа (рисунок 2).

 

Рис.2 Окно тестирующей программы

 

Использование электронных учебных ресурсов и средств телекоммуникации в образовательной среде колледжа сделало возможным организацию и проведение лабораторных работ с применение компьютерного моделирования; эффективное проведение уроков теоретического и производственного обучения, использование интерактивных методов обучения,  развитие творческого потенциала обучающихся, создание условий для дополнительной подготовки и реализации их личностных потребностей.

Список использованных источников
  1. Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств / Г.А.Краснова, М.И.Беляев, А.В.Соловов. - Москва: МГИУ, 2002. -304 с.
  2. Дунченко, Н.И. Разработка учебно-методического комплекса дисциплины, применяемого для обучения с использованием дистанционных технологий: учебно-методическое пособие / Н.И. Дунченко, М.М. Благовещенская, О.М. Капустина. – Москва: МГУПБ, 2009. – 54 с.
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Среднее профессиональное
Ключевые слова  среднее профессиональное образование, образовательная программа, радиотехнический профиль подготовки, информационные технологии, интерактивность обучения, электронные дидактические средства