Информационная система подготовки специалистов по эксплуатации сложных технических систем

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


1 ФГБОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет", 2 ФГБОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет", 3 ФГБОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет"

 

Развитие науки и техники привело к широкому применению эрготехнических комплексов (ЭТК), объединяющих технические системы, группы операторов этих систем и специалистов по их эксплуатации, системы технической диагностики и контроля технического состояния, комплексы и системы подготовки указанных выше специалистов, системы контроля их готовности к работе в ЭТК, системы поддержки принятия решений. Основной особенностью ЭТК является то, что человек или группа людей, обеспечивающие его функционирование, являются неотъемлемой частью комплекса (эргатический элемент, ЭЭ), от качества их подготовки и умения четко действовать в нештатных ситуациях непосредственно зависит эффективность и безаварийность функционирования ЭТК. Это обстоятельство обусловливает повышенный интерес к исследованиям, направленным на оптимизацию информационных процессов и ресурсов в человеко-машинных системах и решение проблемы поиска путей повышения качества функционирования ЭТК. Действительно, анализ функционирования ЭТК позволяет сделать вывод о том, что его эффективность напрямую зависит от качества функционирования его эргатического элемента, а недостаточное качество средств информационной поддержки ЭТК снижает эффективность функционирования в целом.

Разработаны модели:

· многокритериальной оптимизации информационных ресурсов при информационной поддержке ЭЭ в условиях неопределенности;

· построения нечетких запросов к распределенной базе данных;

· информационной поддержки ЭЭ при освоении ЭТХ;

· оптимизации объема информационных ресурсов, необходимых для освоения ЭТХ, отличающаяся возможностью учета факторов, влияющих на конфликтную устойчивость, с точки зрения информационного контента и последовательности выполнения заданий;

· оптимизации распределения информационных ресурсов, отличающаяся введением блоков формирования условий взаимодействия объекта освоения с моделью для выполнения требований по обеспечению адекватности.

На основе данных моделей построен комплекс проблемно-ориентированных программ, обеспечивающий информационную поддержку процесса освоения ЭТК предметного назначения в составе автоматизированных обучающих систем, повышающий эффективность процесса освоения ЭТК на 18%.

      


Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Высшее профессиональное