Разработка адаптивной системы дистанционного образования в сфере информационных технологий
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)Активное внедрение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности предопределяет необходимость использования современных форм подготовки высокопрофессиональных квалифицированных кадров в области высшего профессионального образования.
Современным подходом к реализации образовательного процесса является дистанционное образование, реализуемое в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Одним из подходов, направленных на повышение качества образовательного процесса, является адаптивный подход. Термин адаптивность предполагает способность системы обучения подстраивать процесс обучения под индивидуальные особенности каждого обучаемого.
Информационные технологии являются одним из фокусов развития современного общества и развиваются исключительно быстро, достаточно не следить за последними достижениями и тенденциями в течении 3-5 лет, чтобы полностью потеряться в потоке новых терминов и технологических новшеств. При этом развитие идет кумулятивно — новые технологии обычно включают в себя элементы почти всех предшествующих. Источники знаний по ИТ, включая программы курсов и знания преподавателей, чаще всего развиваются медленнее, чем технологии, поэтому освоение новых технологий становится все труднее, так же, как и подготовка педагогов, способных обучить им. Быстрое развитие приводит к необходимости частой смены области деятельности, чтобы оставаться в числе ведущих ИТ-специалистов, и поэтому у таких специалистов меньше времени остается для передачи накопленного опыта и знаний, участия в воспроизводстве кадров в этой отрасли.
В соответствии с вышесказанным, предлагается разработать адаптивную систему дистанционного обучения в сфере информационных технологий. Данная система будет обладать рядом особенностей:
1) Реализация дистанционного подхода к образовательному процессу. Дистанционное образование является современным и развивающимся подходом к образовательному процессу.
2) Образовательная система должна обладать универсальным и простым в реализации методом обновления учебных материалов. Для возможности взаимодействия обучающих систем между собой существует стандарт к формированию учебного материала SCORM.
3) Еще одним важным требованием к системе является ее адаптивность. Современные образовательные стандарты требуют индивидуального подхода к процессу обучения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности и предпочтения обучаемого при составлении учебного плана, формировании учебных элементов и оценивании результатов обучения.
4) Так же необходимо реализовать компетентностный подход к процессу обучения. Необходимо чтобы процесс обучения был направлен на развитие и совершенствование определенных компетенций. Данные компетенции определяются текущим состоянием рынка труда, индивидуальными предпочтениями обучаемого, а так же, существующими образовательными стандартами.
5) Необходимо основываться на достоинствах и недостатках предшествующих ранее и существующих на данный момент систем обучения. Как в России, так и за рубежом уже имеются системы, успешно используемые для подготовки высококвалифицированных специалистов. Опыт использования данных систем, а так же анализ их недостатков позволит создать современную конкурентную систему, соответствующую современным стандартам.
6) Ориентация системы на подготовку кадров в сфере информационных технологий. Многие специальности данной области (программирование, архитектура систем) требуют постоянного практического применения полученных навыков для профессионального роста обучаемого.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | Информационные технологии, дистанционное образование, адаптивная система |
|