Технологии управления обучением
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)
Основным назначением электронных обучающих систем (ЭОС) является предоставление образовательных услуг конкретному пользователю данной системы. ЭОС представляет собой комплекс программно-технических и учебно-методических средств, который направлен на: подготовку учебного процесса (учебно-методического материала), обучение конкретным знаниям, контроль за результатами обучения, обмен учебно-методической информацией с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Ключевым моментом в создании ЭОС является проблема разработки структурно-функциональной модели системы обучения, а также учебного модуля, который обеспечивает управление обучением, организацию взаимодействия между компонентами системы электронного обучения и внешней средой. Кроме того, учебные модули электронной обучающей системы должны включать в себя: учебный материал, средства контролирующие его усвоения, процедуры управления обучением, а также порядок взаимодействия с обучаемыми и другими компонентами ЭОС.
При этом использование в процессе обучения адаптивного управления позволяет реализовать личностно-ориентированный подход и обеспечить вариативность процесса обучения.
В основе наиболее распространенных электронных обучающих систем в настоящее время является представление учебного материала в виде традиционного электронного текстового документа или гипертекста, при этом обучение происходит по одной, принятой за основу разработчиками, технологии обучения. Такие ЭОС не содержат средства управления обучением, за исключением средств контроля знаний на основе тестирования.Таким образом, применяемые в настоящее время в большинстве ЭОС технологии обучения не позволяют в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход, дающий возможность улучшить усвоение учебного материала обучаемым и повысить качество обучения.
Электронная обучающая система, с учетом современных тенденций развития образовательных технологий, должна учитывать особенности образовательной среды и организовать эффективное управление обучением за счет применения учебных модулей и адаптивной сборки учебного материала.
- Dillenbourg E., Self J. Framework for Learner Modelling // Interactive Learning Environments. 1992. Vol. 2. Issue 2. P. 111-137.
- McCalla G. The central importance of student modelling to intelligent tutoring. In E. Costa (Ed.) New Directions for Intelligent Tutoring Systems, Berlin: Springer Verlag. 1992.
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | Электронные обучающие системы, адаптивное обучение, управление обучением. |
|