Роль математического анализа в преподавании информационных технологий в Российской Федерации
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)В настоящее время в Российской Федерации наметилась тенденция сокращения длительности курсов математического анализа, уравнений математической физики и других математических дисциплин на специальностях, связанных с подготовкой профессиональных программистов. Можно выделить несколько причин данного решения Министерства образования:
1. Увеличение количества часов на преподавание IT дисциплин.
2. Неявная взаимосвязь математической подготовки с успешным освоением профессиональных навыков.
3. Переход на практически-прикладную парадигму профессионального высшего образования.
4. Отсутствие прикладных аспектов некоторых разделов математических дисциплин в современных IT-проектах.
Во многом данный процесс имеет объективную природу, связанную с фундаментальным законом диалектики. Компьютерные науки, получившие первоначальный импульс от математических дисциплин, стремятся в настоящее время занять доминирующее положение в системе вузовского образования, в том числе за счет отрицания наук их породивших. В этом вполне естественном процессе не следует забывать о таких важных аспектах обучения математическому анализу:
1. математический анализ обладает достаточной степенью строгости и завершенности для формирования правильного логического мышления на первых этапах обучения студента в вузе.
2. в процессе обучения математическому анализу у студента формируется особый опыт работы с новыми категориями (бесконечно малые и бесконечно большие), который с успехом переносится на область познания в целом, в том числе и при освоении новых информационных технологий.
3. в практической деятельности существуют задачи, которые решаются гораздо эффективнее при использовании аппарата математического анализа.
4. некоторые разделы математического анализа имеет прикладное значение для базовых информационных проблем.
5. в целом образование должно быть избыточно, чтобы давать возможность выпускнику вуза выбрать вектор своего дальнейшего развития, и фундаментально, чтобы этот процесс занимал меньше времени и формировал целостный опыт непрерывного обучения.
Таким образом, при составлении образовательной программы для IT-специальностей следует, не впадая в крайности, определить баланс между преподаванием математики и программирования. В дальнейшем выстраивать обучение таким образом, чтобы два этих процесса взаимно дополняли друг друга.
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | математический анализ |
|