Опыт внедрения и расширения использования информационных технологий в учебном процессе УГНТУ
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)
Высшая школа необходима для формирования профессиональных и общекультурных компетенций выпускников, и если с последними (по списку, но не по значимости) все относительно ясно, то с формированием профессиональных компетенций студентов у многих преподавателей возникают сложности, в первую очередь связанные с отсутствием личного опыта использования или внедрения и поддержки информационных технологий на предприятиях.
Некоторые специалисты университетов считают, что вузы необходимы лишь для формирования умения у выпускников «пользоваться источниками информации, с целью самостоятельного получения знаний». При этом данный подход в корне является неверным, преподаватель сам должен быть специалистом в данной области, должен знать и уметь использовать передовые информационные технологии в образовательной деятельности.
Для формирования требуемых профессиональных компетенций выпускников необходима связь с компаниями, в которых планируется трудоустройство выпускников. Одним из способов сотрудничества высших учебных заведений и предприятий является организация производственных и преддипломных практик студентов, а также выполнение выпускных квалификационных работ с внедрением результатов в деятельность компаний. Опыт показывает, что и подобный подход не позволяет в полном объеме удовлетворить потребности предприятий в квалификации выпускников.
Удовлетворение потребностей компаний возможно за счет слияния образовательной, педагогической и научной деятельности преподавателей, в университетах должны выполняться научно-исследовательские работы (НИР), предоставляться предприятиям научно-технические услуги (НТУ) в области информационных технологий, при этом следует понимать, что под НТУ в области информационных технологий понимается не только и не столько прокладка компьютерных сетей, установка программных продуктов и поддержание работоспособности вычислительной техники. Требуется выполнение профессорско-преподавательским составом вуза действительно научных прикладных исследований, для реализации которых должны привлекаться магистранты, студенты и бакалавры в рамках выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ.
Следует учитывать следующий важный фактор – это опыт предыдущих лет: если в вузах по-прежнему останется практика внедрения в учебный процесс технологий и программных продуктов, используемых на предприятиях на протяжении нескольких лет, то студенты к моменту завершения обучения будут иметь опыт и знания не соответствующие текущим потребностям предприятий.
Таким образом, в университетах целесообразно создавать специализированные структурные подразделения, специалисты которых будут выявлять перспективные технологии, организовывать научно-методические семинары по использованию и внедрению определенных классов программных продуктов, в рамках которых будут принимать участие не только профессорско-преподавательский состав вуза, но и представители компаний разработчиков и предприятий, на которые возможно внедрение данных продуктов. Совместные решения, принятые в рамках подобных семинаров, позволят обеспечить внедрение в учебный процесс информационных технологий, которые только планируется внедрить в производственные или иные процессы предприятий.
В Уфимском государственном нефтяном техническом университете для решения подобных задач, позволяющих повысить эффективность внедрения в учебный процесс современных и перспективных технологий, создан Центр информационных технологий нефтегазовой отрасли УГНТУ.
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования |
Высшее профессиональное Дополнительное образование взрослых |
Ключевые слова | ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЦЕНТРЫ, ВНЕДРЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, УГНТУ |
|