Дидактические возможности информационной образовательной среды в подготовке ИТ-профессионала

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Еремина Ирина Ильинична, кандидат педагогических наук, доцент, 1. Грамота Профсоюза работников народного образования и науки РФ за активную работу в Профсоюзе и в связи со 100-летием профсоюзного движения России (сентябрь 2005 г.). 2. 29 сентября 2008 г. награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РТ за большой вклад в подготовку учительских кадров и добросовестный труд. (Приказ от 29.09.2008 №262-1). 3. Сертификат о присвоении почетного звания «Заслуженный работник науки и образования» (№01462, г. Москва 2012 г., Российская академия естествознания). 4. Диплом лауреата конкурса на лучшую научную книгу 2008 г. (Фонд развития отечественного образования, г. Сочи 2009) за книгу «Информационные и коммуникационные технологии. Лабораторный практикум». 5. Диплом лауреата всероссийской выставки «Лучшее учебно-методическое пособие» (Золотой фонд отечественной науки, Сочи 2012) за учебно-методическое пособие «Информатика. Теоретическая часть».
Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Набережные Челны, Россия
Предложена модель компетенций подготовки профессионалов по динамично развивающимся профессиям в ИТ-отрасли, технологические и методологические аспекты ее реализации в информационной образовательной среде федерального университета. Рассматриваются ключевые аспекты организации ин-формационной образовательной среды высшего учебного заведения, педагогические и технические условия формирования и оценивания информационно-коммуникационной компетентности студента.

 

Большинство авторов отводят особую роль в образовании информационным образовательным средам, отмечая их огромные дидактические возможности и недостаточную разработанность с позиций педагогики, психологии и методики обучения. Единая информационная образовательная среда (ИОС) К(П)ФУ создается с учетом требований, предъявляемых к современной информационной образовательной среде. В частности, для обеспечения открытости она должна быть реализована на базе соответствующего профиля стандартов и спецификаций. Обучение посредством ИОС в КФУ проводится разными способами, в том числе и с использованием инструмента обучения LMS MOODLE – системы управления обучением, которая позволяет создавать сетевые курсы, включающие в себя все необходимые обучающие, вспомогательные и контролирующие материалы (или ссылки на них), а также методические инструкции (как для преподавателя, так и для обучаемого) в соответствии с рабочей программой дисциплины.

На основе анализа ООП ИТ-профессионалов, выпускаемых кафедрой математического моделирования и информационных технологий в экономике филиала К(П)ФУ в г. Набережные Челны (010500 Прикладная математика и информатика, 230700 Прикладная информатика, 080500 Бизнес-Информатика) была предпринята попытка спроектировать модель компетенций ИТ-профессионала. Такая модель представляет собой систематизированное объединение всех унифицированных требований, компонент, информационных ресурсов и технологий, оказывающих влияние на специфику и эффективность подготовки выпускников за счет информатизации учебной, внеучебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой сред вуза, факультета и выпускающей кафедры. Одним из условий реализации такой модели компетенций является информационная образовательная среда федерального университета, определяемая как многокомпонентная система, включающая в себя электронные учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренажеры и средства компьютерного моделирования, системы определения эффективности подготовки выпускника, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, средства автоматизации научных и научно-методических исследований, внеучебной и организационно-управленческой деятельностей, присущих любому вузу.

Интеграция названных сред в единую ИОС позволит получить оптимальное сочетание информационных, педагогических, управленческих и коммуникационных технологий при реализации образовательных программ, построенных на основе компетентностной модели. Согласно модели обучение условно делится на 3 этапа – базовый, квазипрофессиональный и профессионально - ориентированный.

Эффективность реализации модели компетентностей ИТ-профессионалов в ИОС конкретного учебного заведения во многом зависит от качества компонентов этой среды, от степени их соответствия методологическим установкам развития образовательного учреждения и особенностям образовательного процесса: ценностно-целевого, программно-методического, информационно-знаниевого, коммуникационного, технологического блоков.

В модели компетенций подготовки ИТ-профессионалов в условиях ИОС федерального университета каждую компетенцию возможно представить в виде сетевой структуры, где узлами являются те учебные дисциплины и формы учебно-профессиональной деятельности (курсовые работы, проекты, практики), в рамках которых она формируется, а связывающие их линии могут интерпретироваться как отображение междисциплинарных взаимодействий. 

Список использованных источников
  1. Ерёмина И.И. Формирование информационно-коммуникационной компетенции субъектов образовательного процесса в условиях информационной образовательной среды вуза // Научный диалог. – 2012. №1. – http://www.nauka-dialog.ru/pedagogika_psixologija.
  2. Ерёмина И.И., Садыкова А.Г. Особенности формирования информационной образовательной среды федерального университета. // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. №9. ISSN 1996-3947.
  3. Еремина, И.И. Проблемы разработки модели компетенций подготовки IT-профессионалов в условиях информационной образовательной среды федерального университета (статья ВАК). Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» 2013. №1. / гл. редактор А.Н. Курзанов. Москва: Издательский Дом «АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ», 2013, электронная версия размещена на сайте http://www.science-education.ru/107-8329
  4. Еремина, И.И. Проектирование и реализация информационной образовательной среды. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в ВУЗе (книга 2) / Под ред. Д.В. Гулякина – Георгиевск: Георгиевский технологический институт (филиал) ГОУ ВПО «Северо-Кавказский ГТУ», 2010. – 192 с.
  5. Еремина, И.И., Виноградов В.Л., Мухаметгалиева С.Х., Потапов Г.Н. Модель открытого образовательного ресурсного центра: концепция и механизмы реализации. Депонированная рукопись. Номер: 573-В2010 Язык: русский. Место депонирования: ВИНИТИ РАН. Дата депонирования: 06.10.2010. Число страниц: 41 Цит. в РИНЦ:® 0 ГРНТИ: 20.01.45; 201.01.45
  6. Макусева, Т.Г. Модель индивидуально-ориентированного обучения // Вестник Казанского государственного технологического университета. – Казань, 2012. – №12. – С. З27-331.
  7. Электронное образование на платформе Moodle / А.Х. Гильмутдинов, Р.А. Ибрагимов, И.В. Цивильский. – Казань: КГУ, 2008. – 169 с.
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  технологические аспекты, методологические аспекты, информационная образовательная среда, компетентностный подход, методы традиционной и электронной педагогики, профессиональные стандарты в IT-области.