О компетенциях государственных образовательных стандартов

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Зайвый Вячеслав Владимирович, доцент, Грамота Минобрнауки
Самарский государственный технический университет
В статье показаны проблемы разработки рабочих программ ведущими преподавателями при компетентстном принципе их создания
Инструкция дается не взамен здравому рассудку, а в помощь ему

В основе ФГОС положен компетентностный подход к составлению рабочих программ для всех дисциплин учебного плана.

Перечень компетенций составлялся учебно-методическими объединениями по каждому из направлений, к сожалению, независимо друг от друга.

Перечень общекультурных компетенций (ОК) не унифицирован для различных направлений. В качестве примера в докладе приводятся компетенции ОК1, ОК2 и ОК3 для восьми направлений одного факультета. В некоторых случаях только для двух направлений наблюдается совпадения.

Это приводит к тому, что составление рабочих программ непрофилирующими кафедрами (иностранного. языка., философии, химии, истории, русского языка и культуры речи и др.) неоправдено усложняется. Для каждого направления ведущим преподавателям непрофилирующих дисциплин приходится подготавливать рабочую программу отдельно. Наблюдается чрезмерный расход не только бумаги, но и времени.

Аннотация рабочей программы у большинства авторов не помещается на одной странице, как это рекомендовано действующими ГОСТами, т.к. авторам приходится перечислять не коды компетенций а их полное название.

В докладе демонстрируется, что перечень профессиональных компетенций (ПК) также не унифицирован для различных направлений.

Общее количество компетенций для восьми разных направлений на одном факультете АИТ колеблется в пределах от 27 до 74. Количество общекультурных компетенций колеблется в пределах от 13 до 21, а количество профессиональных компетенций находится в пределах от 11 до 53.

 

Направление

Количество общекультурных компетенций

Количество компетенций

Количество общекультурных и профессиональных компетенций

090900

13

33

46

200100

15

33

48

220100

17

16

33

220400

19

32

51

220700

21

53

74

230100

16

11

27

230700

14

22

36

231000

13

27

40

Хотелось бы сейчас облегчить ведущим преподвателям работу над составлением рабочих прогамм. Или же, если предположить, чтоосенью  вместе со вступлением в силу нового закона об образовании будут разработаны ГОСы 4 поколения, то в них следовало бы учесть следующие пожелания:

-унифицировать ОК и ПК по названиям, кодам и количествам;

- объем рабочей программы сократить до разумных пределов, чтобы исключить дублирование в рамках одной рабочей программы;

- использовать интерактивные автоматизированные методы составления рабочих программ.

Список использованных источников
  1. 1. Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
  2. 2. Профессиональные стандарты в области информационных технологий [Текст] –М.: АПКИТ. 2008. –616 с.
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  КОМПЕТЕНЦИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА