Методика и особенности интеграции учебных программ НПО-СПО по стандартам ИТ-специальностей

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


ОГБОУ СПО "Рязанский колледж электроники"
В последнее время возрождение профессионального образования в нашей стране возведено в ранг задачи государственной важности, от грамотного решения которой зависит будущее промышленности и экономики России. Реализация интегрированных программ НПО и СПО позволит повысить престиж профессий НПО, расширить спектр образовательных услуг, повысить социальную защищенность и конкурентоспособность на рынке труда.

Анализ ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг позволяет сделать вывод, что существует потребность в интегрированных образовательных программах, которые позволяют получить рабочую профессию и повысить уровень для получения родственной специальности СПО.

В рамках новых стандартов это более востребовано и реально осуществимо по следующим причинам:

Модульный подход организации обучения в современных стандартах позволит быстро реагировать на меняющиеся потребности отрасли, заменять отдельные блоки и модули согласно запросам работодателей.

Существуют сложности на пути реализации интегрированной модели СПО-НПО:

- отсутствие полного соответствия перечня профессий НПО специальностям СПО, необходимо детально анализировать содержание паспорта профессий и содержание стандартов специальностей;

- отсутствие рекомендаций в некоторых стандартах СПО третьего поколения по выбору рабочей профессии.

Для разработки интегрированной профессиональной образовательной программы СПО с одновременным освоением уровня НПО необходимо провести анализ материалов по схеме:

Рассмотрим принципы разработки интегрированного учебного плана на примере специальности 090305 «Информационная безопасность автоматизированных систем». В приложении ФГОС СПО по данной специальности в качестве профессий рабочих рекомендуется 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин». В стандарте профессии 230103.02 "Мастер по обработке цифровой информации " ФГОС НПО указано, что данная профессия по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих ОК 016-94 соответствует профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».

Сравнительный анализ перечня общих и профессиональных компетенций для конкретной специальности СПО и родственной ей профессии НПО показал, что требуемые для уровня образования НПО общие компетенции полностью покрываются общими компетенциями стандарта СПО. Однако в области профессиональных компетенций совпадений и пересечений практически нет.

Для решения проблемы реализации профессиональных компетенций стандарта НПО, нельзя сразу ввести недостающие дисциплины и профмодули, а необходимо провести детальный анализ содержания дисциплин и соответствия дидактических единиц, понятий и др. во избежание дублирования некоторых тем. Выявляются одинаковые учебные элементы, содержащиеся в одноименных (родственных, схожих) дисциплинах СПО и НПО, определяется уровень усвоения учебного элемента, необходимого для выполнения профессиональных функций рабочего и для выполнения профессиональных функций специалиста среднего звена.

В результате проведенного детального анализа стандартов, требований профессиональных стандартов в области ИТ (разработанные АПКИТ), инфраструктуры города и запросов работодателей (на основе анализа трудоустройства выпускников, и др.) добавлены необходимые дисциплины.

Инновационные интегрированные образовательные программы способствуют развитию региональной системы подготовки кадров, реализуют принципы непрерывного образования, позволяют реагировать на запросы общества. Интеграция создает условия для перехода на поэтапную профессиональную подготовку, у обучающегося появляется возможность в одном учреждении получить два образования: от первых рабочих навыков до уровня специалиста.

Список использованных источников
  1. Рекомендации по разработке интегрированных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и рабочих по особо сложным профессиям, заложенные в Письме Министерства образования и науки РФ от 28.04.2008г. № 03-568
  2. Янченкова Е.В. Интеграция учебно-методического обеспечения как основа непрерывности в системе НПО-СПО: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01.- Москва, 2007
  3. Методические рекомендации по созданию образовательных комплексов, реализующих интегрированные программы профессионального образования различных уровней по профессиям и специальностям технической направленности (уровня СПО).
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Среднее профессиональное