Типовые образовательные модули на базе ФГОС как эффективный инструмент реализации требований работодателей

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Филиппович Андрей Юрьевич, кандидат технических наук, доцент
Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э.Баумана

С 2011 учебного года российская система высшего образования повсеместно перешла на использование федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые существенно обновили нормативную базу в области содержания подготовки кадров. В конце 2012 года принят новый Закон «Об образовании», который развивает и закрепляет ключевые положения образовательных стандартов, увязывает их разработку с профессиональными стандартами (ПС), предъявляет более высокие требования к организации и качеству подготовки выпускников. На рубеже прошлого и текущего года активизировались работы по созданию ПС: внесены изменения в Трудовой кодекс, закрепляющие правовой статус ПС; утвержден план по разработке 800 ПС в 2013-2014 гг.; обсуждаются новые макеты и методики их создания. Кроме того, в этом году должны быть подведены итоги эксперимента по созданию Центров оценки и сертификации квалификаций в пилотных 16 областях.

Все это свидетельствует о положительном сдвиге во взаимодействии работодателей и академического сообщества, создании площадки и новых возможностей для повышения качества и содержания подготовки кадров. Вместе с тем на ряд вопросов пока еще не найдены ответы, в том числе не удается обосновать эффективность, а порой и просто работоспобность предлагаемой схемы для создания основных образовательных программ (ООП) вузов и других образовательных учреждений на базе ПС:

  • Схема вида Работодатели > ПС > ФГОС > ООП > Студенты является слишком длительной при реализации, т.к. и ПС, и ФГОС требуют утверждения на государственном уровне и не могут регулярно обновляться. В итоге требования работодателя могут дойти до студента в лучшем случае через 5-7 лет, что для высокотехнологичных отраслей (особенно ИКТ)  неприемлемо.
  • ПС в настоящее время немногочислены и часто носят пилотный характер, не позволяя реально и широко их использовать среди работодателей. Возможно, новые государственные инициативы позволят изменить эту ситуацию, но на апробацию ПС в компаниях потребуется от двух до пяти лет.

В этих условиях системе образования и бизнеса нужны дополнительные инструменты и механизмы взаимодействия, которые отличаются большей оперативностью и измеряемой эффективностью. Одним из таких инструментов могут стать Типовые образовательные программы (ТОП-программы), которые разрабатываются работодателем для непосредственного встраивания в учебный процесс (ООП) образовательных учреждений.

Летом 2010 года на рабочем заседании комитета по образованию АП КИТ по инициативе исполнительной дирекции МАК ИКТ и компании Cisco было предложено реализовать проект по созданию и апробации «Открытой системы интеграции образовательных ресурсов ИТ-компаний в учебные программы вузов (СИОР ИКТ)».

В 2011 году были сделаны пилотные ТОП-программы «Основы ИКТ и сетевое администрирование» (на базе учебно-методических материалов программы «Сетевых академий Cisco») и «Технологии для построения и защиты сетевой инфраструктуры предприятия» (на базе открытых образовательных ресурсов компании Microsoft), которые широко обсуждались на крупнейших конференциях.

ТОП-программы опираются на структуру, содержание и возможности нового поколения образовательных стандартов (ФГОС ВПО), полностью соответствуют им, а в некоторых случаях дополняют (усиливают) их требованиями, которые необходимы для собственных стандартов. Кроме того, в методических разработках учитываются ПС в сфере ИТ, международные стандарты (Европейская рамка ИКТ-компетенций eCF), отраслевые стандарты (ГОСТы ИСО в сфере ИКТ), действующие справочники ЕКС, ОКЗ, ОКВЭД и другие нормативные документы.

Концепцию проекта и разработанные образовательные модули поддержали: Российский союз ректоров (РСР), АП КИТ, МАК ИКТ, профильные учебно-методические объединения, Координационный совет УМО и НМС высшей школы, Национальный технический комитет по стандартизации «ИТ» (ТК-МТК-22), Cisco, Microsoft, «Ланит», ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», «Лаборатория Касперского», Фирма «1C», Институт информационных технологий в образовании ЮНЕСКО и др.

Проект нашел отклик и среди вузов: за 2011-2012 годы удалось достичь высоких показателей:

  • ТОП-программу Cisco внедрили более 20 вузов России, в том числе в полном объеме СПб Политех, ЭТИ СГТУ, КФУ, ТИСБИ, ГГНТУ, ПГЛУ, НГИЭИ, ТУСУР, КубГУ и др. Ежегодно по курсам этой ТОП-программы в России проходят обучение около 10 тысяч студентов.
  • Модули ТОП-программ Microsoft встроены в более 150 учебных курсов, и за два года по ним проведено более 18000 студенто-курсов.
  • Структура и ряд методических нововведений ТОП-программ использовались для составления собственных стандартов МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Особо стоит отметить, что в работу по развитию СИОР ИКТ активно включились и российские компании. В настоящее время уже разработаны и проходят апробацию «Рекомендации по встраиванию сертифицированных учебных курсов фирмы "1С"…», которые предназначены для преподавателей ИТ-дисциплин. Полным ходом идут работы по созданию ТОП-программы для подготовки прикладных программистов «1С».

В настоящее время проект СИОР ИКТ получил развитие и дополнительную поддержку со стороны различных организаций:

  • В рамках проекта «Анализ учебных программ для учителей и преподавателей на соответствие рекомендациям ICT CFT ЮНЕСКО» разработана концепция ТОП-программы для ФГОС ВПО укрупненной группы «Образование и педагогика» (050000).
  • Наработки по ТОП-программам учтены в рамках крупного международного проекта по сопряжению образовательных программ Tuning Russia, предметная область – ИКТ.
  • На базе Колледжа предпринимательства №11 разработана и ведется апробация ТОП-программы, адаптированной к структуре ФГОС СПО.
  • В рамках Экспертной группы Минобрнауки России разработан макет ТОП-программы для ее реализации в форме дополнительных профессиональных программ (программ ДПО).
  • В марте 2013 года на заседании Президиума Координационного совета УМО и НМС высшей школы разработки в рамках СИОР ИКТ были официально утверждены, а концепция ТОП-программ рекомендована для тиражирования в различных предметных областях.

Дополнительная информация о проекте представлена на сайте рабочей группы по СИОР ИКТ http://it-claim.ru/top, а также будет размещена на портале Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО (http://fgosvpo.ru/).

Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Высшее профессиональное